Коллекция онлайн

Кузов с Владимирской иконой Богоматери

Север. Кузов. XVII век. Икона. XVIII век


Кузов: дерево, серебро, медь, кожа. Каждая из створок с четырьмя ковчегами; темпера

Икона: доска цельная, с низким ковчегом, две врезные встречные шпонки, паволока, по ковчегу — накладной бортик; темпера

Оклад: серебро, жемчуг, камни

Кузов с трехлопастным навершием и двумя створками. В навершии кузова — композиция „Сошествие во ад“, на каждой из створок — изображения огненных херувимов (на правой створке утрачено) и по три композиции праздников: Рождество Христово, Крещение, Вход в Иерусалим (левая створка); Рождество Богоматери, Благовещение, Успение (правая створка).

Вложенная в кузов Владимирская икона Богоматери не одновременна живописи на его створках.

Образ дополнен четырьмя изображениями палеосных святых: Иоанна Предотечи и неизвестного юного мученика (в верхней части боковых полей), преподобных Зосимы и Савватия Соловецких (внизу). Состав святых типичен для северной иконографической традиции. Об особом почитании образа в скиту свидетельствует его драгоценный убор.

Топозерский мужской скит, находившийся на Святом острове озера Топозеро в 100 верстах от Кеми, в XVIII — первой половине XIX века являлся центром старообрядчества в „Архангельской Карелии“.

Предположительно, он возник в начале 1740-х и оставался неизвестным властям вплоть до 1771 года. В 1766–1767 в Топозере проживал основатель страннического толка инок Евфимий. Именно из Топозерского скита по Северу распространялось бегунское учение*. В скиту было написано сочинение „Путешественник, сиречь маршрут в Опоньское царство, писан действительным самовидцем, иноком Марком, Топозерской обители, бывшем в Опоньском царстве“. В 1853 году скит был уничтожен властями. Имущество из его часовни передали вновь учрежденному православному приходу (Водолазко, 1998. С. 19–24).

На тыльной стороне на верхней шпонке чернилами: МОЛИ(Т)ЦА СЕМУ ПРЧ(С)ТА_МУ =(Б)РАЗУ…

Надежда Пивоварова // Образы и символы старой веры. СПб. 2008. С. 63.

* Бегуны, или странники,— небрачные беспоповцы, в XVIII веке выделившиеся из филипповского согласия. Разделяя общую для беспоповцев идею о свершившемся приходе антихриста, они понимали под антихристом царя, в частности, и государственную власть в целом. Не желая подчиняться власти антихриста, они полностью порывали с обществом, не имея паспортов, личного имущества, постоянного места проживания. Их жизнь проходила в постоянных странствованиях. Приют они получали у странноприимцев (категория бегунов, окончательно не порывавших связи с миром), в домах которых были устроены тайники для укрытия странников.

+ О реставрации произведения
- Скрыть текст о реставрации

Пробное раскрытие на левом поле иконы произведено в РМ в 2007 Е. В. Азарниной.


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: