Великомученица Параскева, с житием в 12 клеймах
«Заонежская мастерская». 1660
- Дерево, две доски, две односторонние сквозные шпонки, паволока, левкас, темпера. 88,2 × 75,2 × 2,8
- ДРЖ-3137
Пост. в 1957- Происходит из церкви Вознесения в селе Типиницы Медвежьегорского района Республики Карелия
-
Сведения о реставрации:
Реставрирована частично: Ярыгина И.В., Перцев Н.В. (1961) - Реставрирована частично: Ярыгина И.В., Перцев Н.В. (1966)
- Реставрирована полностью: Кесарев Р.А. (2018)
- Период Древнерусское искусство
- КатегорияБиблейский сюжет
- Поделиться
Самым ярким и наиболее изученным явлением второй половины XVII века считается иконопись Заонежья, получившая развитие в середине — второй половине столетия. На территории Заонежского полуострова Онежского озера существовало несколько погостов, каждый из которых имел свой храм и причт, в том числе Георгиевский Толвуйский погост с селом Тубозеро. Здесь в 1640–1670-х годах действовала так называемая тубозерская иконописная мастерская братьев Пантелеевых, Игнатия и Мокея, сыновей священника Пантелея Самсонова, числившихся по документам дьячками при церкви. Их имена стали известны благодаря новой для этих мест традиции подписывать свои работы. Весьма вероятно, что выучку у братьев Пантелеевых прошли другие иконописцы, работавшие в последней трети XVII века и составившие «заонежскую (типиницкую) мастерскую».
Самое раннее из известных датированных произведений «заонежской мастерской» относится к маю 1660 года — икона «Мученица Параскева, с житием» из церкви Вознесения в Типиницах. В 12 клеймах жития, расположенных вокруг средника с ростовой фигурой святой, преобладают сюжеты, рассказывающие о приверженности Параскевы истинной вере и мучениях за нее. Особенностями иконы являются довольно крупные фигуры в клеймах и неглубокое плоскостное изображение горок или палат. Моделировка личного письма практически отсутствует. Цветовая гамма неярка и лаконична. Широко используется охра, покрывающая средник, фон клейм и поля иконы.
На нижнем поле надпись белилами «(П)исана икона сия лета 7168 (1660) г(о) году м(е)с(я)ца маия в д(е)нь, а велел сию икону писать Типиницкой волости священноиереи Иван Естафьев».
Порядок клейм: 1. Параскева раздает имущество нищим; 2. Параскева проповедует христианскую веру; 3. Параскева на судище (под записью); 4. Параскева в темнице (под записью); 5.Мучение Параскевы железными когтями; 6. Приведение Параскевы на судище к игемону (под записью); 7. Явление Параскеве Богородицы и двух ангелов; 8. Мучение Параскевы жилами (под записью); 9. Параскева сокрушает языческих идолов; 10. Параскеву жгут огнем; 11. Усекновение главы Параскеве (под записью); 12. Погребение Параскевы (под записью).
Реставрирована частично в ГРМ в 1961, 1966 И. В. Ярыгиной, Н. В. Перцевым, полностью - в 2018 Р. А. Кесаревым.
И. А. Антропова, О. В. Клюканова, Т. А. Петренко. «Небес удобрение и земли украшение». Север и Северо-Запад // Осень русского Средневековья. СПб. 2018. С. 157-158.
Великомученица Параскева родилась в III веке в годы царствования императора Диоклетиана в городе Иконий (Малая Азия) в семье богатого сенатора. Родители ее особо чтили пятницу, когда на Кресте пострадал Господь Иисус Христос. В честь этого дня они назвали свою дочь Пятницей (по-гречески Параскева). Она избрала не путь замужества, а путь служения Богу через проповедь Евангелия. Когда император Диоклетиан начал жестокое гонение на христиан, Святая Параскева была схвачена, претерпела жестокие мучения и была обезглавлена. Великомученица Параскева обычно изображалась в красном мафории (ризе), с крестом в руках. Память в православной церкви совершается 28 октября (10 ноября).