Чудо Георгия о змие, с житием в 16 клеймах
Последняя треть XVII века
- Дерево, без ковчега, левкас, паволока, темпера. 91,6 × 94,4 × 4,2
- ДРЖ-3138
Пост. в 1957- Происходит из церкви Вознесения села Типиницы Медвежьегорского района Республики Карелия
-
Сведения о реставрации:
Раскрыта: Рыбаков А.А. (1967–1968)
- Период Древнерусское искусство
- КатегорияБиблейский сюжет
- Поделиться
В народном сознании сосуществовали два аспекта почитания святого Георгия: как мученика и воина, что соответствовало официальной церковной традиции, и как покровителя земли и плодов, скотоводов и землепашцев.
Житийные иконы святого Георгия, происходящие из Обонежья, обнаруживают прямую иконографическую зависимость от новгородских образцов, известных с XIV века. Традиционно в средниках новгородских икон помещали самый известный эпизод из жития святого — «Чудо Георгия о змие», — связанный с древнейшими представлениями о борьбе доброго начала со злым.
Изображение в среднике типиницкой иконы относится к хорошо известному в новгородской живописи XIV–XVII веков типу. Георгий в воинских одеждах сидит на белом коне, его правая рука с широким замахом отведена назад для удара змея копьем, согнутая в локте левая выставлена вперед. Ярко красный плащ развевается сзади, подчеркивая движение скачущего коня. Змий, выползающий из темной пещеры, — коричневого цвета, с красными крыльями и головой. Активное движение в левой части средника, заданное плащом и поддержанное наклоненными лещадками горок, останавливается в правой части неподвижной фигурой царевны Елисавы, развернутой к Георгию и ведущей змея на коротком поводу, и высоким строением, в котором находятся родители царевны и жители города.
В 16 клеймах изображены традиционные для георгиевского цикла сцены мучений и смерти святого. Исключение составляют два клейма (12 и 14), связанные с императрицей Александрой, уверовавшей во Христа по слову святого Георгия и принявшей мученическую смерть. Клейма сопровождают подробные, неплохо сохранившиеся надписи.
Колористический строй иконы ярок и наряден. Серебряный фон в клеймах и среднике, серебряные нимбы, короны, пояса и воротники на одеждах, красные, темно-зеленые, светло-коричневые цвета архитектурного стаффажа, изукрашенные тонкими белильными линиями, белые одежды святого создают особую многоцветную поверхность, не очень характерную для сдержанной карельской иконописи. Вместе с тем пропорции и постановка фигур, личное письмо по красноватой подкладке нижнего слоя с аккуратными белильными движками, архитектурный фон с рядом остроконечных крыш и другие детали позволяют уверенно связать икону с искусством заонежской мастерской второй половины XVII века.
Житийная икона «Чудо Георгия о змие» была вывезена из трапезной деревянной церкви Вознесения села Типиницы. Древнее село, упоминавшееся еще в документах XVI века, долгое время принадлежало Кижскому Спасскому погосту. Согласно писцовой книге 1629 года, в это время в селе была деревянная церковь Ильи. Во второй половине XVIII века ее сменил новый храм Вознесения с приделом Пророка Ильи (сгорел в 1975). Опись 1904 года зафиксировала икону в иконостасе Богоявленского придела (устроен в 1808). В этом же иконостасе находился житийный образ «Огненное восхождение пророка Ильи» (ДРЖ-3139), также хранящийся в Русском музее.
И. А. Антропова // Осень русского Средневековья. СПб, 2018. С. 166.
Раскрыта в 1967–1968 в ГРМ А. А. Рыбаковым
Показать полный текстПорядок клейм:
1. Святой Георгий перед императором Диоклетианом;
2. Бичевание святого Георгия воловьими жилами;
3. Святой Георгий в темнице;
4. Истязание святого Георгия на костре;
5. Истязание святого Георгия на колесе;
6. Мучение пилой;
7. Избиение на медном одре железными прутьями;
8. Мучение кипящей смолой;
9. Мучение гвоздями;
10. Святой Георгий сокрушает идолов в темнице;
11. Бичевание палками;
12. Святой Георгий поучает царицу Александру;
13. Мучение щипцами и свечами;
14. Усекновение главы царицы Александры;
15. Усекновение главы святого Георгия;
16. Погребение святого Георгия.