Великомученик Георгий Победоносец
Христианский мученик Георгий, казненный во время гонений на христиан при императоре Диоклетиане (правил с 284 по 305), был одним из самых почитаемых на Руси святых. Изображение Георгия, поражающего дракона, стало эмблемой Москвы, а затем и Русского государства со времени первого великого князя московского Юрия Даниловича.
Дни памяти: 23 апреля (6 мая) — день памяти Святого, согласно каноническому житию, мученически погибшего в этот день в 303 (304) году нашей эры, во времена Великого гонения на христиан. 3 (16) ноября — день памяти обновления (освящения) Георгиевского храма в Лидде (Израиль). 10 (23) ноября — день памяти колесования великомученика Георгия (303).
26 ноября (9 декабря) — день памяти об освящении Георгиевского храма в Киеве (1051–1054). Этот день вошёл в церковный календарь как особый праздник — Юрьев день. До революции в этот день отмечался День георгиевских кавалеров. Именно в этот день в 1769 году императрица Екатерина II учредила Императорский Военный орден Святого Великомученика и Победоносца Георгия — высшую воинскую награду империи. С 2007 года в России 9 декабря отмечается День Героев Отечества.
Изображения Георгия-змееборца получили распространение на Руси с самого раннего времени. Однако если в домонгольском искусстве великокняжеской среды такой образ имел патрональный характер, то в эпоху государственности иконография воина-всадника, побеждающего змия, приобретает большое значение в религиозно-политической жизни страны. В XV веке именно он становится гербом Москвы, чеканится на московской монете, постепенно приобретая лаконичную геральдическую форму. Столь же широко Георгий-змееборец почитался в народной среде, где его имя ассоциировалось с храбрым воином («Егорий Храбрый»), защитником земли русской, выступавшим патроном земледельцев и скотоводов. С днями памяти святого в древнерусском календаре связаны многочисленные обычаи и обряды. По народным преданиям, Егорий на коне первым ступил на русскую землю, устроил ее, утвердил в ней «веру крещеную», взяв страну под свое покровительство. Данные представления определили популярность этого образа на Руси, особенно в северных и новгородских землях. Шалина И. А. // Святая Русь. СПб. 2011. С. 192.