Коллекция онлайн

Крещение, из праздничного чина

Середина XVI века

  • Дерево, левкас, темпера. 95,0 х 76,2 х 3,0
  • ДРЖ-3172

  • Пост. в 1957 г. из Успенского собора города Тихвина

  • Происходит из Успенского собора Большого Тихвинского монастыря
  • Сведения о реставрации:

    Кесарев Р.А. (2004)

В текстах четырех евангелий повествуется о крещении Иисуса Христа в водах реки Иордан святым Иоанном Предтечей.

„Тогда приходит Иисус из Галилеи на Иордан к Иоанну – креститься от него. Иоанн же удерживал Его и говорил: мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне? Но Иисус сказал ему в ответ: оставь теперь; ибо так надлежит нам исполнить всякую правду. Тогда Иоанн допускает Его. И крестившись Иисус тотчас вышел из воды, – и се, отверзлись Ему небеса, и увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него. И се, глас с небес глаголющий: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение“.

Праздник также носит название „Богоявление“, так как при этом событии впервые миру были явлены все три лица Пресвятой Троицы (глас с небес Бога Отца и сошествие Святого Духа в виде голубя). Мф. 3, 13–17; Мк. 1, 9–11; Лк. 3, 21–22; Ин. 1, 29–38. Иисус Христос. СПб, 2000. С. 103.

+ О реставрации произведения
- Скрыть текст о реставрации

Состояние сохранности до реставрации:

При поступлении иконы в реставрацию живопись находилась под слоем потемневшей неравномерной сгрибленной сухой олифы и сплошными многослойными разновременными записями по всей поверхности. Вдоль нижнего края иконы была поздняя вставка грунта под записью и олифой, а так же имелись многочисленные мелкие утраты красочного слоя до левкаса по всей поверхности. На фоне был поздний лепной орнамент и рельефная обводка нимбов, покрытые золотом. Авторское золото, положенное на желтый полимент, не сохранилось (остались его следы на фоне и нимбах). Общее загрязнение поверхности.

Комплекс проведенных мероприятий:

В процессе раскрытия удалены потемневшая сгрибленная олифная пленка, поздние записи и прописки. В местах утрат красочного слоя оставлена поздняя запись или олифа. Параллельно с раскрытием, по мере необходимости, велось укрепление красочного слоя. Выполнены необходимые мастиковки и тонировки, нанесен реставрационный лак.

Сохраняя историю. Реставрационным мастерским Русского музея — 100 лет. СПб, 2022. С. 41.


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: