Чудо Федора Тирона
Первая половина XVII в.
- Период Древнерусское искусство
- КатегорияБиблейский сюжет
- Поделиться
«Строгановская школа» означает одно из направлений в русской иконописи конца XVI — 1-й четверти XVII в. Иконы так называемых «строгановских писем» отличаются малыми размерами, тонкой миниатюрной техникой и высоким мастерством письма. Само название «строгановские письма» обязано роду Строгановых, с которыми связаны возникновение и расцвет этого замечательного явления в русской иконописи.
Образам строгановского мастера Никифора Истомина Савина свойственны особая изысканность и утонченность. Тела кажутся лишенными плоти, изящны руки, маленькие ноги едва касаются носками позема. Приемы иконописца отличаются особой сложностью. Тонкая кисть выводит затейливые узоры на одеждах и архитектурных формах. Многослойное письмо яичными красками исполнено с применением золота, серебра, цветных лаков. Цветные «подкладки» под золото, тонкий черневой рисунок поверх золотой основы — все это создает драгоценную мерцающую живописную поверхность иконы. Наряду с изощренным узором форм, иконы отличаются нежными светлыми красками.
Эта икона создается по заказу Строгановых. Все в образе отвечает предпочтениям этого семейства. Даже сюжет, который связан с погружением воина в черную бездну, напоминает о том, что Строгановы владели соливарнями, занимались солеварением. И тема — любимый воин своего царя. На иконе в нижней части трижды повторена фигура святого Федора , а в верхней части композиции изображен царь с царицей и его свитой, который скорбит о том, что Федор спустился в колодец, чтобы спасти свою мать, похищенную страшным змием, потому что он боится потерять своего воина. Сам сюжет отвечает умонастроению Строгановых.
Строгановские мастера имели свой индивидуальный почерк. Он присущ и Никифору Савину, одному из самых знаменитых иконописцев из династии Савиных. Ни у кого в начале XVII века нет такой красивой вязи из шрифта с надписью названия композиции: «Чудо святого великомученика Христова Федора Тирона». Вся надпись вписывается в единую орнаментальную композицию. Трехцветное решение горок — охристый, светлая охра, зеленый; трехцветное решение палат — желтый, розовый, зеленый. И сами фигуры, стоящие на носочках, тонкие, с выбеленными ликами, все это свойственно авторскому почерку Никифора Савина.