Коллекция онлайн

ок. 1440 – до 1508

Сошествие во ад

Около 1502 — 1503

  • Дерево, паволока, левкас, темпера. 137,5 х 99,5 х 3
  • ДРЖ-3094

  • Пост. в 1962 из Кирилло-Белозерского музея-заповедника

  • Происходит из местного ряда иконостаса Рождественского собора Ферапонтова монастыря

Иконография памятника восходит к варианту, представленному известной иконой конца XIV века из Воскресенского собора города Коломны под Москвой. В центре сложной многочастной композиции — сияющая золотыми одеждами фигура воскресшего Христа — победителя смерти. Под ногами Спасителя черная разверзшаяся пещера ада, с корчащимися в ней бесами, чьи фигуры напоминают темные дымные облака. Христа окружает голубое сияние славы, наполненной двенадцатью ангелами. Ангелы длинными копьями поражают бесов, олицетворяющих пороки. В руках у ангелов белые сферы с обозначением добродетелей.

По-видимому, икона отразила особый интерес ее создателя к проблемам духовного самосовершенствования и связанными с ними трудами восточных аскетов, особенно, с "Лествицей" — прославленным сочинением монаха и подвижника Иоанна Синайского (VI в.). Не исключено также, что образы бесов-пороков, побеждаемых ангелами-добродетелями, возникли под влиянием широко известного на Руси "Жития Василия Нового" (X в.), в котором подробно описаны видения Страшного Суда, Рая и адских мук, борьба ангелов с демонами за спасение человеческих душ, а порокам противопоставлены добродетели. Не исключено, что эта иконографическая особенность иконы объясняется тем, что образ предназначался для монастырского храма, убранство которого создавалось в то время, когда Русь жила ожиданием близкого Страшного суда.


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: