Коллекция онлайн

Георгий и Димитрий Солунский

Конец XVII в


Христианский мученик Георгий, казненный во время гонений на христиан при императоре Диоклетиане (правил с 284 по 305), был одним из самых почитаемых на Руси святых.

Изображения Георгия-змееборца получили распространение на Руси с самого раннего времени. Однако если в домонгольском искусстве великокняжеской среды такой образ имел патрональный характер, то в эпоху государственности иконография воина-всадника, побеждающего змия, приобретает большое значение в религиозно-политической жизни страны. В XV веке именно он становится гербом Москвы, чеканится на московской монете, постепенно приобретая лаконичную геральдическую форму. Столь же широко Георгий-змееборец почитался в народной среде, где его имя ассоциировалось с храбрым воином («Егорий Храбрый»), защитником земли русской, выступавшим патроном земледельцев и скотоводов. С днями памяти святого в древнерусском календаре связаны многочисленные обычаи и обряды. По народным преданиям, Егорий на коне первым ступил на русскую землю, устроил ее, утвердил в ней «веру крещеную», взяв страну под свое покровительство. Данные представления определили популярность этого образа на Руси, особенно в северных и новгородских землях. Шалина И. А. // Святая Русь. СПб. 2011. С. 192.

Изображения Св. Димитрия Солунского — одного из наиболее чтимых византийских воинов-великомучеников, наряду со Св. Георгием, были широко распространены в искусстве византийского мира. Он жил в конце III — начале IV века, происходил из знатного патрицианского рода, был воином, а по некоторым источникам, проконсулом Салоник. Согласно древним мартириумам, пострадал за проповедь христианства при императоре Максимиане в римском городе Сирмиуме, на севере Балкан (память 26 октября). Русский музей. От иконы до современности. СПб. 2015. С. 58.


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: