Коллекция Государственного Русского музея

«Единородный сыне...»

Створка складня. Створка заключена в медную рамку. Первая четверть ХVII века


Иконография многих памятников развивает варианты, появившиеся в середине ХVI века, в эпоху Ивана Грозного. Несмотря на малые размеры икон, изображаемое событие обычно развернуто во времени, обогащено дополнительными эпизодами. Столь подробно разработанная иконография не встречается в русской иконописи ранее середины ХVI века и обязана своим возникновением атмосфере, сложившейся в кругах, близких московскому митрополиту Макарию. Именно здесь при создании икон стали использовать многочисленные литературные источники, развивать усложненный художественный язык.

Ярким примером может служить композиция «Единородный Сыне», написанная на створке миниатюрного складня. Ее иконография восходит к Четырехчастной иконе, выполненной для Благовещенского собора Московского Кремля около 1547 года.

Осень русского Средневековья. СПб. 2018. С. 15.

Реставрированы до поступления в музей, повторно в ГРМ в 1982–1984 А. Т. Дедненковым


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: