Двунадесятые праздники
Складень трехстворчатый. Поморское литье (Выг). ХVIII — первая половина XIX века
- Медный сплав, литье, эмаль синяя, белая, желтая. 11 х 10,5 х 1,2; в развернутом виде: 11 х 30 х 0,5
- ОНИ/М-1178
Пост. в 1974 через ЭЗК РМ
- Период XVIII век
- КатегорияБиблейский сюжет
- Поделиться
Створки отлиты с отдельных икон-клейм, скрепленных петлями, в которые вставлен штырь, и плотно прилегают друг к другу. По верхнему краю центральной створки две небольшие петельки со сквозными отверстиями для шнурка. На правой створке изображены: „Благовещение“, „Рождество Христово“, „Рождество Богородицы“, „Введение Богородицы во храм“; на среднике — „Сретение Господне“, „Богоявление“, „Преображение Господне“, „Вход Господень в Иерусалим“; на правой — „Воскресение Христово“ („Сошествие во ад“), „Вознесение Господне“, „Троица Ветхозаветная“, „Успение Богородицы“.
Правая оборотная сторона оформлена геометрическим орнаментом в виде ромба, в центре которого в орнаментальном круге на фоне Града Иерусалима изображен Голгофский крест с орудиями страстей и надписи, характерные для старообрядцев поморского согласия. По углам створки — треугольники с изображениями евангелистов (Матфей символизируется Ангелом, Марк — орлом, Лука — тельцом, Иоанн — львом). Вариант, изображенный на складне, восходит к толкованию святого Иринея Лионского и был распространен в дониконовской иконографии на Руси. Фон украшен зигзагообразным веревочным орнаментом в виде мелких треугольников, заполненных синей, белой и желтой эмалью. Изображения символов евангелистов, цветб эмали, качество ее — прочность и блеск, оформление правой оборотной створки, а не левой, геометрический орнамент — все это свидетельствует о раннем происхождении предмета. Л. А. Старкова // Образы и символы старой веры. СПб. 2008. С. 42.