Коллекция Государственного Русского музея

Рождество Богоматери

Новгородские или тихвинские мастера. Между 1640 и 1648


Опись 1640 года фиксирует в иконостасе Успенского собора Тихвина 16 праздничных образов, привезенных сюда в 1623 году и ранее принадлежавших храмовому ансамблю Коневецкого монастыря (Архив СПбИИ РАН. Ф. 132. Оп. 2. Д. 6 Л. 4). Однако в 1648 году в нем было уже 19 праздников (там же. Д. 102. Л. 15 об). Три новые иконы потребовались для увеличения длины праздничного яруса, отличавшегося от других рядов на 2,5 метра. После установки в храме новой резной рамы иконостаса в него вошли лишь 14 образов (там же. Оп. 4. Д. 2. Л. 5 об — 6); три из них оказались памятниками XVII века: помимо данной иконы, «Успение» (ДРЖ-3171) и «Вход в Иерусалим» (ГРМ, инв. № ДРЖ-3166).

Документы тихвинского архива не сохранили имени мастера, исполнившего икону. Она демонстрирует своеобразный художественный стиль, восходящий к новгородскому искусству позднего XVI — первых десятилетий XVII века, который можно связывать с особенностями сложения местного тихвинского иконописания. Ориентацией на традиционность письма объясняется архаичность художественного языка данной иконы: монументальность образного решения, упрощенный колорит, построенный на чистых и немногочисленных цветах, создающих контрастные сочетания.

Заметно укрупненные, большеголовые и малоподвижные фигуры плотно вписаны в затесненное иконное пространство, максимально заполненное архитектурными кулисами, в которых расположены отдельные мизансцены. Постройки весьма простых форм, обильно украшенные орнаментами, полностью отгораживают композицию от фона, лишая действие какой-либо протяженности. Почти двумерные палаты с узкими крышами, арочные конструкции с перекинутым велумом, напоминающие сценические декорации, даже характерный рисунок ткани с черными отметинами повторяют новгородские иконы предшествующего времени.

Типично и плоское личное письмо, однотонно моделированное светлыми охрами без притенений, лики с крупными чертами, широко раскрытыми глазами, акцентированными еще и темными графическими описями. Застывшие выражения однообразных ликов встречаются в искусстве широкого ареала новгородских и северных провинций первой половины XVII века. «Рождество Богоматери» отличается от типично тихвинских произведений второй половины столетия, и, в силу отсутствия данных о происхождении мастеров, живших и трудившихся в Тихвине в 1620–1640-е годы, нельзя исключить, что это были выходцы из самого Новгорода.

И. А. Шалина // Осень русского Средневековья. СПб. 2018. С. 168.

Реставрирована частично в ГРМ в 1997-1999 А. И. Васильевым, в 2004-2006 – Д. Ю. Прончатовым, полностью –в 2008-2016 – И. А. Ратниковым.


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: