Коллекция Государственного Русского музея

1626, Москва — 25 июня 1686, Москва

Богоматерь Владимирская

1662

  • Дерево, левкас, темпера. 100,5 × 68,8 × 3,3
  • ДРЖ-2100

  • Пост. в 1913 из собрания Н. П. Лихачева; ранее — в собрании Н. М. Постникова

  • Происходит из Сретенского монастыря в Москве

Ранние произведения Симона Ушакова, в том числе «Богоматерь Владимирская» 1662 года из московского Сретенского монастыря,  — выполнены до поступления в штат царской иконописной мастерской, в возрасте не более 40 лет.

Согласно церковному преданию, там, где позднее возник Сретенский монастырь, в 1395 году москвичами была встречена принесенная из Владимира чудотворная икона. Память об этом событии чтилась и в XVII столетии. Из Успенского собора Кремля сюда совершались крестные ходы: клир и народ сопровождали до Сретенского монастыря первообразную Владимирскую. В число ее «наместниц», находившихся здесь постоянно, в царствование Алексея Михайловича вошла икона Симона Ушакова.

Тема Богоматери Владимирской — одна из важнейших в его творчестве. Игумен Дионисий обратился к мастеру, вероятно зная, что тот уже писал образы «в меру и подобие» Владимирской Богоматери. От более ранних икон его кисти из Успенского собора Флорищевой пустыни (1660, ВСМЗ) и церкви Архангела Михаила в Овчинниках (1652, ГТГ) произведение из Русского музея отличает выражение ликов, в которых прочитывается сложная гамма чувств: просветленная печаль и смирение, нежная любовь и сострадание. Они исполнены в «живоподобной» манере, выглядят объемными, при этом в них сохранена та степень идеализации, которая определяет дистанцию между сакральным изображением и портретом.

Богоматерь нежно прижимает к себе сидящего на ее правой руке младенца Христа, который щечкой прильнул к щеке матери и левой рукой обнял ее за шею. Правая рука Христа протянута вперед и касается мафория, левая ножка младенца согнута так, что видна подошва ступни. Красноватый хитон с кланом и зеленый пояс младенца сплошь покрыты золотым ассистом. Богоматерь одета в коричневый с черными линиями складок мафорий, украшенный золотыми звездами и золотой полосой с бахромой. Чепец темно-зеленого цвета, таков же рукав хитона, украшенного золотыми полосами.

"Богоматерь Владимирская" — один из проникновенных образов "Умиления", передающих любовь младенца. Черты греческого оригинала (суровость и скорбность образа матери) сменились в русской копии нежной и тихой грустью Богоматери. Симон Ушаков неоднократно копировал греческую икону. В 1652 им был сделан список для церкви архангела Михаила в Овчинниках (ныне — ГТГ). На обороте иконы мастер оставил надпись о том, что списал "с самыя чюдотворныя иконы ... и мерой". С точным соблюдением размеров "чудотворной" выполнена и икона из Русского музея. Известно, что в 1662 от игумена Дионисия поступает заказ на написание иконы в Сретенский монастырь.
Симон Ушаков — мастер "световидных", "живоподобных" ликов, с его именем связано использование в русской иконе прямой перспективы и приемов европейской живописи. Однако в публикуемой иконе манера письма почти иконописная. Живопись слишком суха, в передаче лика Богоматери робко применена светотеневая моделировка, мастер использует подчеркнуто иконные "движки", кисти рук написаны более мягко и объемно. Сочетание светло-зеленого средника и более темных оливковых полей является излюбленным приемом царского иконописца.

Повторение знаменитой иконы XII века, хранившейся в Успенском соборе Московского Кремля (ныне ГТТ).

Реставрирована до поступления в музей, повторно в ГРМ в 1915 Н. И. Брягиным.
Надпись на нижнем поле: «Лета (7170=1662) году писал сий образ зограф Пимин зовомый Симон Феодоров С(ы)н Ушаков в м(о)н(а)стырь Стретения чудотворныя Ея иконы Владимерския Пр(е)с(вя)тыя Б(огороди)цы по обещанию игум(е)на Деонисия того же м(о)н(а)стыря».


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: