Коллекция Государственного Русского музея

Собор Богородицы

Ярославль. 1680–1690-е


Икона относится к одному из направлений в иконописи Ярославля конца XVII века, для которого характерен определенный ретроспективизм, отказ от поиска новых средств художественной выразительности, экспериментов в области цвета, света и перспективы (Турцова, 1994 (1). С. 49). Возможно, в данном случае выбор такой стилистики связан с сюжетом иконы, основанным на тексте церковного песнопения и имеющим достаточно давнюю изобразительную традицию.

В основу композиции «Собор Богородицы» был положен текст Рождественской стихиры — песнопения, входящего в состав вечерних служб праздника Рождества Христова, отмечаемого накануне дня Собора (26 декабря ст. ст.): «Что Ти принесем, Христе, яко явился еси на земли, яко человек нас ради…»

В средневековом искусстве иллюстрации на текст стихиры известны с конца XIII — начала XIV века. Их иконографическая схема формировалась на основе сцен Рождества Христова, осложненных эпизодами поклонения волхвов и пастырей. Наряду с ними в состав новой композиции были включены изображения гимнографов Иоанна Дамаскина, Козьмы Маюмского и хористов (певчих), что было естественным для иллюстрации песенного текста. Вместе с тем адекватное переложение строф песнопения потребовало ввести в композицию аллегорические образы земли и пустыни, приносящих Младенцу Христу свои дары. Они были представлены в виде женских фигур, держащих в руках «вертеп» и «ясли».

Перенесение на икону этой схемы заставило ярославского мастера отказаться от сложных тональных переходов, предельно высветлить колорит, насытив его сочетанием звучных тонов, передающих атмосферу радостного ликования «всей твари» в связи с рождением Бога. Он отказался от сложных ракурсов фигур и сделал акцент на церемониальном шествии волхвов к Новорожденному. Умело найденная поза пастыря-старца в правой части композиции позволила показать его умиление и «дивление», а статика певцов — внутреннюю сосредоточенность перед исполнением стихиры.

Исследователи отмечали появление в палитре иконы редкого для ярославской иконописи голубого цвета. Он используется не только в верхнем ярусе трехчастной композиции, вторя словам песнопения о небесах, приносящих Младенцу звезду (спускающаяся с небес Вифлеемская звезда представлена строго по центру иконы на границе неба и земли), но и в лучистом сиянии, исходящем от фигур Богородицы и Младенца.

Н. В. Пивоварова // Осень русского Средневековья. СПб. 2018. С. 145.

Раскрыта в 1958–1961 в ГРМ С.Ф. Коненковым и И. В. Ярыгиной


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: