Коллекция Государственного Русского музея

Явление Богоматери и Николы пономарю Юрышу

Конец XVII

  • Дерево, темпера. 89 х 55 х 3,3
  • ДРЖ-2977
  • Происходит из церкви Флора и Лавра в селе Астафьево Каргопольского района Архангельской области

Легенда о явлении Богородицы тихвинскому пономарю Юрышу изложена в "Сказании о Тихвинской иконе Богоматери", имевшем широкое распространение на Руси. Отдельные его эпизоды послужили основой для создания ряда самостоятельных композиций, одной из которых и является данная икона.

"Благоговейный муж" Юрыш был послан в окрестные селения "поведати людям об освящении новой церкви" в Тихвине. На обратном пути в лесу он увидел Богоматерь, "на соснове кладе сидящу и пред нею светла мужа сединами украшена". Богоматерь была недовольна тем, что на новой церкви собирались ставить железный крест и "повеле на своей церкви иже на Тихвине поставить крест деревян, а не железен, понеже Сын мой и Бог распят был на кресте деревянном, а не на железном". В композиции в полной мере воплотилось своеобразие северного живописного искусства. Основу ее составляет большое цветущее дерево, гибкие, упругие ветви которого заполняют все пространство. Видимо, это райское "древо жизни", на что намекают и высокая стена, напоминающая ограждения райского сада, и цветущие на его ветвях двенадцать тюльпанов, навеянные библейским образом древа, "двенадцать раз приносящего плоды".

В "Сказании" и повторяющей его надписи на самой иконе говорится о нарушении жителями Тихвина требования Богоматери, воздвижении ими железного, а не деревянного креста и наказании провинившихся. Эта легенда была особенно популярной в среде плотников, в защиту которых выступают их покровитель Никола и Богородица. Тогда становится понятным и появление жизнеутверждающего образа дерева, зримо доказывающего победу освященного вековой традицией материала. Несколько наивное поэтическое предание не могло не сказаться на стиле произведения, живом и выразительном его художественном языке. Мотив извилистого растительного орнамента, в который органично вписаны фигуры святых, и вспыхивающие ярким пламенем на тусклом зеленоватом фоне бутоны тюльпанов напоминают народные росписи Севера.


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: