Коллекция онлайн

1933, Днепропетровск, СССР — 2023, Нью-Йорк, США

Сад

Инсталляция. 1978, 1979

  • Оргалит, эмаль. Диптих: 260 х 290 (каждая часть). Доска-объяснение: 117 х 105. 24 текста в рамках: Ок. 51 х 34,9 (каждый)
  • НТ-272/1-2, а; 272/6

В произведениях художника процесс восприятия задается и программируется текстами с ясно прочитываемыми литературными, социальными, этическими ассоциациями. Его интересует не пластическая форма сама по себе, но заложенная в ней или в ее взаимодействии с иными структурами информация. Процесс интерпретации провоцируется работами Кабакова и доминирует в них. Инсталляция Кабакова, в которой объяснение-интерпретация нарочито более ясно и подробно, нежели само изображение, и доминирует в пластической системе, весьма типична для художника, хотя для большинства его работ характерно и социальное, ироническо-политическое звучание. Русский музей. От иконы до современности. СПб. 2015. С. 364.

В рамках многочастной инсталляции только диптих представляет собой живописный элемент. На другой доске помещен пояснительный текст, точно описывающий картину. Диптих фланкируют тексты в рамках, содержащие выдуманные комментарии воображаемых зрителей к картине «Сад». Спектр этих высказываний простирается от коротких описаний, банальных или умных интерпретаций до обрывков разговоров, совершенно не связанных с картиной.

Во многих своих произведениях Кабаков исследует связь языка и письма. Любой включенный в картину комментарий играет большую роль как в традиции классического модернизма, так и в социалистическом реализме - пусть с другим знаком. Кабаков проявляет глубочайшее недоверие к тексту.

В инсталляции «Сад» он демонстрирует сомнительность и ничтожность этого комментария двумя способами. Разные, частью абсурдные высказывания доказывают невозможность однозначной, идеологически определенной интерпретации какого-либо произведения искусства. Кроме того, тексты оформлены так, как если бы они сами были маленькими картинками. Они воспринимаются как изображение, а не как текст. Тем самым стирается различие между текстами и изображением, тексты здесь не читают, но рассматривают.


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: