Сад
Инсталляция. 1978, 1979
- Оргалит, эмаль. Диптих: 260 х 290 (каждая часть). Доска-объяснение: 117 х 105. 24 текста в рамках: Ок. 51 х 34,9 (каждый)
- НТ-272/1-2, а; 272/6
- Период Вторая половина XX – XXI вв.
- КатегорияАбстракция
- Поделиться
О специфичной непрактичности инсталляции, которую почти невозможно повторить без автора, тяжело хранить и трудно выставлять, говорил в своих «15 лекциях об инсталляции» основатель московского концептуализма Илья Кабаков. Он создал жанр тотальной инсталляции, которая работает не с пространством, заполненным объектами, а с пространством, захватывающим зрителя. Явившись, по словам Кабакова, переломным периодом в истории, пришедшим на смену фреске, иконе и картине, она соединила пространство и время, воплотила «индивидуальный образ мира», «внешнюю оболочку сегодняшнего человека» и стала событием. Все происходящее в инсталляции переживается зрителем, погруженным в ее пространство. В инсталляции важную роль играет текст, комментирующий и фонетически «озвучивающий» пространство.
Инсталляция «Сад» состоит из диптиха, в котором можно увидеть своего рода топографический ландшафт, «Доски-объяснения картины „Сад“» и помещенных в рамки комментариев воображаемых зрителей к ней. Зрители и реальные, и символические становятся частью произведения.
Работам Кабакова присуща персонажность, берущая свое начало в концептуальных альбомах, изобретенных им в начале 1970-х годов. Традиция комментирования как форма вовлечения зрителя и одновременно проявления недоверия к тексту сближает инсталляцию с литературой, где мы слышим внутренний голос героя. Концептуальную инсталляцию критики называют текстом о тексте. Олеся Туркина. Инсталляция // Ассамбляж, объект, инсталляция. СПб, 2024. С. 176.