Государственная Третьяковская галерея

12 (23) декабря 1799, Санкт-Петербург — 23 июня 1852, Манциана близ Рима

Лошадь

Этюд лошади для парадного портрета сестер А. А. и О. А. Шишмаревых (1839, ГРМ, Ж-5091). 1839


  • Поделиться

Этюд лошади для парадного портрета сестер А. А. и О. А. Шишмаревых (1839, ГРМ, Ж-5091)

Брюллов оживлял свои композиции изображением животных, особенно лошадей и собак. Незаконченность изображения позволяет познакомиться с основными методами работы художника с натурой. Как писал ученик художника, М. Е. Меликов, «прежде чем приступить к холсту, Брюллов обыкновенно долго и до самых мельчайших подробностей обдумывал то, что представлялось пламенному его воображению; делал многочисленные наброски и только тогда приступал к исполнению, когда картина представлялась ему мысленно вполне оконченной» (Архив Брюлловых / Ред. и примеч. И. А. Кубасова. СПб, 1900. С. 189).

Исключительную важность Брюллов придавал рисунку, умению владеть карандашом. Этюд наглядно демонстрирует процесс превращения упругого точного рисунка в пластически завершенную голову лошади, которая отделяется от плоского полотна. Главный принцип, которого придерживался художник, — сохранять верность натуре. «Моделью» послужила лошадь, принадлежавшая, вероятно, А. Ф. Шишмареву, крупному коннозаводчику и страстному любителю конных бегов. И. Г. Басова // Великий Карл. К 225-летию со дня рождения К. П. Брюллова. СПб, 2024. С. 341.


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: