Рождество Христово
Эскиз неосуществленной росписи Владимирского собора в Киеве. 1889–1890
- Бумага, наклеенная на картон, графитный карандаш. 35,8 х 33,5 (изображение переходит с бумаги на картон; очерчено; верх — полукруг)
- инв. 24357
- Государственная Третьяковская галерея
- Поделиться
В эскизах росписей Врубеля на евангельские сюжеты абсолютно индивидуальная художественная форма неизменно сочеталась с острой новизной в трактовке замысла… < > Рисунки «Рождество Христово», «Надгробный плач», «Воскресение» и два фрагмента прежде единой композиции на тот же сюжет («Спящие воины» и «Голова Ангела») — все эти работы для Владимирского собора, так разительно отличавшиеся от того, что делали в то время Виктор Васнецов, Вильгельм Котарбинский, Александр и Павел Сведомские, свидетельствуют о переломном моменте в творческой биографии художника. В этих композициях нет «пустот», нет ни одной случайной детали, главного и второстепенного. Все связано, все взаимообусловлено, все находится во взаимодействии, пронизано общим движением и живет единым дыханием. В них соединились две основы врубелевского графического дара — рисовальщика и колориста. Рисунки, оживленные зыбью акварельных мазков, или акварели, в прозрачность которых вторгается энергичный штрих карандаша — особый, очень характерный врубелевский прием. Это словно слияние двух стихий — рисунка и живописи. Юлия Солонович. Графика Михаила Врубеля // Михаил Врубель. К 165-летию со дня рождения. СПб, 2022. С. 22.
На обороте: Адрес к 25-летию Общества Московско-Ярославско-Вологодско-Архангельской железной дороги. 1890.
Эскиз. Акварель, бронзовая краска, тушь, перо, графитный карандаш.