Государственный мемориальный историко-художественный и природный музей-заповедник В.Д.Поленова

1848, село Лопиял Вятской губернии – 1926, Москва

Богатыри

Эскиз одноименной картины (ГТГ). 1876


Эскиз одноименной картины (ГТГ, 1881–1898)

«Васнецов резко порвал с „жанром“»*, — вспоминал М. В. Нестеров. Сам Виктор Михайлович так объяснял неожиданные, по мнению коллег, изменения в творчестве: «Противоположения жанра и истории в душе моей не было, а стало быть, и перелома или какой-либо переходной борьбы, во мне не происходило»**.

«Исторические и сказочные грезы» «не отпускали» Васнецова в ученический период, но утвердились в творчестве мастера лишь через несколько лет после окончания Академии художеств. Так в начале 1870-х годов под впечатлением былины «Илья Муромец и разбойники» появились карандашные рисунки на тему будущей картины «Витязь на распутье». В парижской мастерской В. Д. Поленова в 1876 году Васнецов написал первый небольшой живописный эскиз (МЗП***, Ж-19) на сюжет, получивший окончательное воплощение в знаменательном крупноформатном полотне «Богатыри» (ГТГ). С. В. Кривонденченков. «В своем истинно национальном отразить вечное». Эволюция реалистической тенденции в творчестве В. М. Васнецова // Виктор Васнецов. СПб, 2024. С. 8.

* Нестеров М. В. Давние дни. С. 80.
** В. М. Васнецов– Стасову В. В., 20 сентября 1898 // Ярославцева. С. 150.
*** Государственный мемориальный историко-художественный и природный музей-заповедник В. Д. Поленова

Справа внизу подпись: Викторь Васнецовь 1898 г. 10 мар; слева внизу авторская дата: 75 (ошибочная)


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: