Самарский областной художественный музей

1903, Москва – 1977, Москва

Почта пришла

1940


  • Участие в виртуальных выставках и 3D-турах
  • Поделиться

Один из лидеров ОСТа Юрий Пименов, с начала 1930-х отказываясь от экспрессионистической манеры, обращается к импрессионистической, уйдя от индустриальной тематики к созданию лирических новелл. На картине «Почта пришла» изображен эпизод повседневного московского быта – утренний приход почтальона, дверь которому открывает девочка-подросток. Всё здесь располагает к тихому, спокойному созерцанию: голубовато-золотистый колорит, пронизанный светом интерьер подъезда. Женщина-почтальон перебирает письма, девочка ждет, мы видим ее со спины, кто-то поднимается вверх по лестнице. К нам повернуто лишь лицо почтальона, но она трактована, скорее, как плакатный персонаж. Тогда что же здесь особенно привлекает внимание, почему не хочется отходить от этой работы? Дело в том, что в ней незримо присутствуют еще двое – это родители девочки: мы видим на вешалке их шляпы, плащи, на тумбочке – изящные женские перчатки. Если дольше смотреть на картину, начинаешь ощущать, что вещи со своими подчеркнуто гендерными цветами как бы выходят на первый план, подменяя своих владельцев, свидетельствуя как о каждом из них, так и о времени, в котором они живут. Розовая, женственная шляпка с пером, светлый плащ, выглядывающий из-под синего брутального мужского.

Предвоенная Москва: артистизм, изящество, размеренный быт интеллигентной семьи… Всё это скоро сметет неотвратимая военная реальность. В 1940 году Пименов об этом не знал, зато знаем мы, поэтому так трепетно выглядит в наших глазах это тихое, умиротворенное полотно, написанное почти накануне начала Великой Отечественной войны.


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: