На Оке
1972
- Холст, масло. 148,0 х 211,0
- Смоленский государственный музей-заповедник
- Период Вторая половина XX – XXI вв.
- Поделиться
Виктор Иванов – художник, у которого нет бытового жанрового пейзажа. Вот и в этом, исполненном в монументальных формах эпическом холсте, «На Оке» (1972) каждый элемент композиции ощущается частью огромного мироздания и невольно погружает в раздумья о вечных ценностях. В сильном, цельном образе крестьянской женщины в белоснежном платке, прижимающей к груди ребенка, выражена сила материнства, в котором художник видит основу жизни. Его Мадонна неотделима от бескрайних русских просторов – складок волнистых холмов, извилистой реки, взметнувшегося к небу храма, который словно горящая свеча вырастает над шапками крон. Этот объект в поздних авторских вариантах, хранящихся в ГТГ, ГРМ и Рязанском областном музее, отсутствует в композиции. В первоначальном же варианте картины, обладателем которого является Смоленский музей, храм занимает важное место, придавая замыслу еще большую глубину и значительность.