Владимиро-Суздальский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник

1848, село Лопиял Вятской губернии – 1926, Москва

Серафим

Эскиз для мозаики церкви Святого Георгия Победоносца в Гусь-Мальцовском (с 1926 — Хрустальный). 1901


Внизу, по центру, коричневым, в одну строку: В. Васнецовъ 16 Дек. 1901.

 

После Владимирского собора и даже еще во время работы в нем, к Васнецову стали поступать многочисленные просьбы об участии в новых проектах. Этот объем был столь велик, что художник принимал предложения очень избирательно, ориентируясь как на их значимость, так и на материальные условия, которые для Васнецова, учитывая многочисленность его семьи, имели важное значение. Среди наиболее крупных заказов, исполненных Васнецовым, следует назвать картоны для наружных мозаик и икон иконостаса храма Воскресения Христова (Спас-на-Крови) в Петербурге (1895–1901), мозаики и живописные композиции Георгиевской церкви в Гусь-Хрустальном (1896–1906), картоны для мозаик церкви Равноапостольной Марии Магдалины в Дармштадте (1899–1901), на родине двух русских императриц — Марии Александровны, жены Александра II, и Александры Федоровны, жены Николая II, и собора во имя Благоверного князя Александра Невского в Варшаве (1906–1911).

Новые произведения Васнецова для Церкви, показанные на шести персональных выставках мастера*, неизменно вызывали не только зрительский интерес, но и оживленную полемику в печати. Несмотря на то, что художник собирал собственную коллекцию древнерусской живописи, влияние последней на его новые работы ограничивалось, главным образом, заимствованием иконографических схем. П. Ю. Климов. Монументальная живопись В. М. Васнецова // Виктор Васнецов. К 175-летию со дня рождения. СПб, 2024. С. 64-65.

* Персональные выставки В. М. Васнецова: 1899 (Академия художеств), 1903 (Общество поощрения художеств), 1904 (Исторический музей), 1905 (Академия художеств), 1910 (Исторический музей), 1912 (Исторический музей).


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: