Ярославский художественный музей

1929, Алма-Ата, Казахстан — 2013, там же

Праздник

1970-е


В коллекциях различных музеев стран СНГ можно встретить как театральные работы казахской художницы Гульфайрус Исмаиловой (эскизы декораций, нарядов), так и множество портретов её кисти. Полотно «Праздник», в свою очередь, является жанровым произведением, раскрывающим красоту восточного торжества. Работа декоративна, в выверенной композиции звучат отголоски народных орнаментов. Танцующие девушки изображены в национальных казахских костюмах. Их фигуры, словно лозы, обрамляют, обвивают главное действующее лицо любого праздника – музыканта. В руках молодого человека народный инструмент – домбра (струнный щипковый музыкальный инструмент, существующий в культуре казахов, ногайцев, калмыков). Традиции, праздники объединяют поколения, поэтому слева изображена пожилая женщина, символизирующая прошлое, предков, справа же – новое поколение, молодежь страны Советов, которая знает и чтит народные традиции.

Неслучаен и фон – яблоневые деревья с сочными плодами. В отличие от европейской, христианской трактовки, в Казахстане яблоко является символом плодородия и целомудрия. Важно, что и название прежней столицы – на казахском языке «Алматы» – переводится на русский язык как «Яблоневое».

Талант Гульфайрус Мансуровны, развивавшийся, расцветавший в условиях академического искусства, своими корнями уходил в казахскую традицию. Поэтому и в работах художницы классическая техника сосуществует с народными образами и символами.


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: