Коллекция онлайн

1783, Санкт-Петербург –1873, Санкт-Петербург
1801–1852
1802, Санкт-Петербург — 1862, Санкт-Петербург

В память битвы при Фер-Шампенуазе

Лицевая и оборотная стороны. 1834-1837


Героические события Отечественной войны 1812 года и Заграничных походов выдающийся русский медальер Федор Толстой отразил в серии барельефов, которые позже были отчеканены в медалях.

Работа над барельефами растянулась на долгие 14 лет. В 1818 году, задолго до завершения работы, Российская Академия выпустила альбом «Собрание резных изображений с медалей, представляющих знаменитейшие воинские действия, происходившие в 1812, 1813 и 1814» (СПб, 1818). Сопроводительные тексты написал Александр Семенович Шишков, во время войны 1812 года — государственный секретарь, автор важнейших приказов, рескриптов и обращений к населению. Эти описания приведены ниже. 1812 год в произведениях искусства из собрания Русского музея. СПб, 2012. С. 96.

После завершения работ над барьельефами, в период с 1834 по 1837 гг., медальеры С.-Петербургского монетного двора А. А. Клепиков и А. П. Лялин вырезали по образцам Ф. Толстого штемпели для чеканки серии из двадцати медалей.

На аверсе всех медалей — портрет императора Александра I в виде Радомысла — древнеславянского бога, олицетворяющего храбрость, мудрость и отвагу. На щите изображена сцена битвы под Лейпцигом. Надпись над портретом — «Родомысл девятого на десять века». На реверсе медалей запечатлены важнейшие вехи борьбы с Наполеоном.

Реверс: Российский воин на коне топчет и попирает поверженного врага. С презрительною на лице улыбкою пронзает он громоносным копьем своим щит и грудь падшей, но еще скрежещущей на него зло бы. Валяющиеся в прахе шлемы, щиты и трупы являют великость дел его и подвигов (Собрание изображений. С. 44). 1812 год в произведениях искусства из собрания Русского музея. СПб, 2012. С. 99.

Сражение при Фер-Шампенуазе — сражение 25 марта 1814 года между кавалерией союзников и отдельными корпусами французов в ходе Наполеоновской кампании 1814 года на территории Франции.

В первых числах января 1814 года войска союзников, состоящие из русских, австрийских, прусских и немецких корпусов, вторглись во Францию с целью свержения Наполеона, разбитого в битве под Лейпцигом в октябре 1813. Союзники наступали двумя отдельными армиями: русско-прусскую Силезскую армию возглавлял прусский фельдмаршал Блюхер, русско-немецко-австрийскую Главную (бывшую Богемскую) армию отдали под начало австрийского фельдмаршала Шварценберга.

Наполеон рассчитывал применить обычную тактику: атаковать с фланга рассеянные в марше корпуса союзников по отдельности. Однако в этот раз русский император Александр I, заменивший больного подагрой Шварценберга, успел стянуть корпуса в кулак, так что Наполеон не мог надеяться на победу в сражении с намного превосходящим противником.

В сражении при Фер-Шампенуазе кавалерия из Главной армии союзников атаковала и при поддержке конной артиллерии разбила французские корпуса маршалов Мармона и Мортье (17 тысяч, 84 орудия), марширующие на восток для соединения с армией Наполеона. Между Парижем и союзными армиями не осталось силы, способной преградить путь на столицу Франции. 30 марта союзные войска (более 110 тысяч солдат) подошли к Парижу с 3 направлений, где вступили в кровопролитные бои с защитниками столицы. К вечеру того же дня были выработаны условия капитуляции, и ранним утром 31 марта Париж сдался союзникам.  4 апреля 1814 года под давлением своих генералов Наполеон  отрёкся от трона. Подробнее см. в Википедии.

О серии медальонов

Федор Толстой обратился к этой теме по собственной инициативе. Он писал впоследствии: «Желая участвовать в славе соотечественников, желая разделить ее… я дерзнул… изобразить в медалях знаменитейшие события 1812, 1813, 1814 годов и передать потомкам… дела, удивившие вселенную, …пожелал сказать, что в наше время каждый думал… и каждый был счастлив, нося имя русского».

Перед художником стояла трудная задача в небольших по размеру медальонах разместить группы воинов и символически передать в их образах накал борьбы и героизм сотен тысяч солдат, участвовавших в смертельных сражениях. Знаток классической скульптуры и мраморных барельефов Древней Греции и Рима, Толстой писал, что в своей работе он опирался на «античный греческий вкус, как лучший в изящных искусствах». Математически выверенные и законченные композиции, гармонично вписанные в круг, четкий рисунок, чистота силуэтов русских и французских воинов на гладком фоне, скупые, но экспрессивные жесты героев, филигранная пластика позволили художнику зримо и монументально отразить мощь русской армии, защитившей родину и освободившей Европу от владычества Наполеона Бонапарта.

В большинстве медальонов русский воин находится в центре, одетый в условное облачение славянина, состоящее из легкого доспеха или кольчуги, в длинном плаще и со шлемом на голове. В левой руке щит, в правой копье, сабля или палица. Русского воина Толстой, по академической традиции, изображает героем идеальных пропорций, высокого роста, энергичным и целенаправленным, в наступательном движении. Француз — повержен на землю, шлем потерян, волосы развеваются, оружие выпало из рук. Мастерство и художественные достоинства сделали серию медальонов широко известной. Григорий Голдовский, Юрий Епатко. «Недаром помнит вся Россия…» // 1812 год в произведениях искусства из собрания Русского музея. СПб, 2012. С. 15.


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: