Чарка с пламевидным узором
Амстердам. Не ранее конца 1620-х
- Серебро, золочение, чеканка, гравировка. Дм — 15,2; в. — 12
- БК-2970
- Период Древнерусское искусство
- Поделиться
Неглубокая чарка с изящной пелюстью украшена золоченым орнаментом в виде языков пламени, образующих на дне звезду, по венцу чарки выступают такие же пламевидные язычки. Рисунок исполнен чеканкой в низком рельефе, контуры изображений углублены, языки пламени проработаны чеканкой точечным пуансоном. Изящный, словно подвижный рисунок пламевидных язычков наделен чертами стиля барокко. Оригинальный узор чарки характерен для голландского мастера Виллема Тобиаса, работавшего в Амстердаме. Сведения о нем как о златокузнеце известны с 1624 года (Маркова, 2003. С. 13, 42, 43). В Оружейной палате Московского Кремля хранятся шесть одинаковых стаканчиков (1626) и чарка (1630), украшенные пламевидным узором. На обороте дна московской чарки гравирована надпись на русском языке, сообщающая о вкладе ее патриархом Никоном в 1664 году в «соборную церковь Успения пресвятой Богородицы для наливания церковного вина к божественной службе» (Маркова, 2003. С. 43).
Очевидно, чарка ГРМ также принадлежит к числу произведений, хранившихся в Москве и поступивших в числе посольских даров. Об этом говорит и резной зигзаг на обороте пелюсти — свидетельство определения состава серебра в Москве на рубеже XVII–XVIII веков. (Аналогичная чарка, переданная из ГРМ, находится в Псковском музее-заповеднике.) Пелюсти обеих чарок по форме явно напоминают многолопастные ручки русских чарок, но в отличие от последних имеют изогнутые остроугольные лепестки, похожие на излюбленные мастером языки пламени. На пелюсти Русского музея гравирован рисунок птички, словно присевшей на ветку с еще не сложенным крылом, в естественной, непринужденной позе, типичной и для других голландских серебряных изделий первой трети XVII века (Маркова, 2003. № 9, 10; см. также ил. 192). Характерен для голландского серебра и завиток ветви с мелкими листочками, окружающий птицу. На обороте вдоль венчика клеймо Амстердама и не определенное клеймо мастера.
С. М. Новаковская-Бухман // Осень русского Средневековья. СПб, 2018. С. 203.