Коллекция онлайн

Расширенный поиск по коллекциям

Раздел коллекции

Период

Жанры и сюжеты

 

Древнерусское прикладное искусство и скульптура

Все произведения
Период:

Всего: 164
Сортировка:
Выводить на странице: 20 / 60 / 100 / 500
Парные колты с птицами
Парные колты с птицами
Вторая половина XII век
Икона «Архангел Михаил»
Икона «Архангел Михаил»
XV век
Плащаница «Христос во гробе»
Плащаница «Христос во гробе»
XV век
Шитая икона «Пророки Давид и Соломон»
Шитая икона «Пророки Давид и Соломон»
XV век
Крест
Крест
Начало ХVI в., Оправа – конец ХIХ в.
Лицевой покров «Антоний Печерский»
Лицевой покров «Антоний Печерский»
XVI век
Складень
Складень
Первая половина XVI века
Амвон
Амвон
1533
Образок. Сретение
Образок. Сретение
XVI в
Шитая икона «Богоматерь взыграние Младенца»
Шитая икона «Богоматерь взыграние Младенца»
Середина XVI века
Плащаница «Положение во гроб»
Плащаница «Положение во гроб»
1565
Кубок-«вильком»
Кубок-«вильком»
Конец XVI века
Пелена «Крещение Господне»
Пелена «Крещение Господне»
1580–1590-е
Покров. Филипп митрополит Московский
Покров. Филипп митрополит Московский
1592 (?)
Положение во гроб. Плащаница
Положение во гроб. Плащаница
1592
Потир
Потир
Конец XVI — начало XVII в
Великомученица Екатерина
Великомученица Екатерина
Конец XVII в.
Изразец
Изразец
XVII век
Никола Можайский
Никола Можайский
XVII век
Параскева Пятница
Параскева Пятница
XVII в.
Шедевры

Всего: 1
Сортировка:
Выводить на странице: 20 / 60 / 100 / 500
Оклад Евангелия (Евангелие тетр, напрестольное)
Оклад Евангелия (Евангелие тетр, напрестольное)
1681
Рекомендуем

История коллекции

Собрание древнерусского декоративно-прикладного искусства, скульптуры и мелкой пластики, принадлежащее Русскому музею, стоит в одном ряду с коллекциями крупнейших музеев страны - Оружейной палаты в Москве и Загорского историко-художественного музея-заповедника. Оно является одним из самых значительных собраний древнерусского искусства в мире. Его материалы дают представление об этапах развития русского прикладного искусства на протяжении столетий - с IX по XIX век. Коллекция музея включает ценнейшие памятники, среди которых есть и давно вошедшие в научную литературу, и малоизвестные замечательные произведения русских мастеров.

Показать полный текст
Скрыть полный текст

Собрание произведений древнерусского прикладного искусства Государственного Русского музея принадлежит к числу крупнейших в стране. Его формирование началось еще до основания музея Александра III, в будущем - Государственного Русского музея. В 1898 г. сюда из музея Императорской Академии художеств были переданы предметы утвари и скульптура, найденные в заброшенном виде в Новгородском Софийском соборе и вывезенные хранителем академического музея А.М.Горностаевым, и частные коллекции известных собирателей М.П.Погодина, П.Ф.Коробанова, П.И.Севастьянова. Позднее в Русский музей поступили коллекции В.А.Прохорова, Н.М.Постникова, В.В.Верещагина, В.В.Шереметьева, А.А.Васильчикова.

В первые десятилетия XX века экспозиция отделения древнерусского искусства, с 1914 года именовавшаяся "Древлехранилищем памятников русской иконописи и старины", пополнилась произведениями из Иосифо-Волоколамского монастыря, богатейшей коллекцией академика Н.П.Лихачева, многочисленными предметами собрания псковского коллекционера Ф.М.Плюшкина, редчайшими и древнейшими памятниками из собрания М.П.Боткина.

В годы советской власти собрание возросло в несколько раз за счет поступлений первоклассных памятников, спасенных от гибели в ризницах закрытых монастырей севера России: Соловецкого, Кирилло-Белозерского, Александро-Свирского. Были переданы предметы из Александро-Невской Лавры, Успенского и Введенского монастырей Тихвина, Троицкого собора Пскова. Собрание пополнилось предметами из Духовной Академии и Археологического института.

В 1920-е годы отдел стал крупным центром по изучению памятников древнерусского искусства. Научную деятельность отдела возглавляли крупные исследователи - Н.П.Сычев, Н.В.Малицкий, Л.А.Дурново. Впоследствии здесь работали М.К.Каргер, Ю.Н.Дмитриев, Н.П.Порфиридов, Г.Ф.Корзухина, В.Н.Лаурина.

Уникальную часть собрания составляют произведения домонгольского искусства, отражающие художественные традиции древнего Киева. Это, преимущественно, предметы личного употребления - украшения, исполненные из благородных и простых металлов, литые амулеты-змеевики, бронзовые кресты-энколпионы и тельники, миниатюрные каменные иконки. Жемчужиной собрания является так называемый, "Киевский клад" 1887 года, зарытый на территории Михайло-Златоверхого монастыря татаро-монголами. Украшения из этого клада - подвески к женскому головному убору - колты, ожерелье-рясны и венчик-очелье - представляют собой шедевры искусства перегородчатой эмали на золоте, которым славилась Русь вслед за Византией. В составе другого комплекса, найденного в Киеве в 1889 г., оказалась золотая диадема с изображением деисуса, одна из регалий, использовавшихся в княжеском церемониале.

Среди древнейших и редчайших произведений домонгольской культуры знамениты два золотых амулета-"змеевика" XI - XII вв., так называемые Черниговская и Белгородская гривны. На них христианские образы Архангела Михаила и Богоматери сочетаются с изображением женской головы, окруженной змеями - Горгоной-Медузой. Черниговский амулет считается личным предметом Владимира Мономаха, бывшего черниговским князем в 1113 - 1129 годах. Произведения домонгольского искусства свидетельствуют о высоком уровне художественной культуры Руси XI - XIII веков, демонстрируют связи древней Руси со Скандинавией, Византией, Западной Европой, ближневосточными странами.

В коллекции музея широко представлено прикладное искусство и деревянная скульптура Новгорода и Пскова XIII - XVII веков. Богатый материал дают произведения меднолитой пластики, иконки и образки, исполненные в технике резьбы по камню. Особенно значимы памятники второй половины XIII - XIV веков. Произведения древнерусского искусства этого времени крайне редки. К их числу принадлежат небольшие змеевики, тельные образки, нагрудные каменные иконки.

О расцвете новгородской культуры в XIV - XVI веках можно судить по превосходным памятникам древнерусского лицевого шитья. Наиболее ранними в коллекции являются произведения так называемого "живописного" шитья. Одна из самых знаменитых - плащаница с изображением "Положения во гроб", исполненная по заказу архиепископа Евфимия в XV веке, происходящая из Тихвина. Уникальными памятниками являются две большие шитые иконы с изображениями апостола Петра и Архангела Михаила (конец XV - начало XVI века), находившиеся в Александро-Свирском монастыре. Знаменита хоругвь XVI века из Никитской церкви в Новгороде с изображением Софии Премудрости Божией. Культура Новгорода представлена уникальной коллекцией произведений деревянной скульптуры и орнаментальной резьбы по дереву. К числу ранних памятников относятся царские врата конца XIV - начала XV веков, связанные с Софийским собором в Новгороде, амвон Софийского собора, о котором под 1533 годом упоминается в летописи.

Среди резных изображений, расписанных по левкасу, особенно выразительны скульптура Николы Можайского в рост (середина XVI века), рельефные фигуры архиепископа Евфимия (начало XVI века), архиепископа Иоанна (1559 г.), св. Антония Римлянина (1573 г.), снятые с крышек рак.

Своеобразием отличаются новгородские сосуды для питья, хорошо представленные в коллекции. Это многочисленные братины, корчики, напоминающие ковши, чарки, исполненные первоклассными мастерами-ювелирами из драгоценных металлов. Замечателен стакан, принадлежавший патриарху Питириму, исполненный в 1672 году, с сюжетными изображениями из истории Самсона, исполненный в технике штриховой резьбы по серебру.

Наибольшее число памятников собрания представляет прикладное искусство Москвы конца XIV - XVII веков. Это, в основном, произведения произведения серебряного дела, лицевого и орнаментального шитья. Среди уникальных памятников раннего московского искусства - серебряная панагия из Симонова монастыря. К середине XV века относится оклад знаменитого "Христофорова Евангелия", переписанного на пергаменте учеником Кирилла Христофором - одна из святынь Кириллова монастыря.

В собрании имеется ряд уникальных по своему художественному качеству предметов богослужебного назначения, пожертвованных московскими великими князьями и царями в монастырские и церковные ризницы в XVI - XVII веках. Великолепен изысканно орнаментальный потир, пожертвованный Иваном Грозным в 1574 году в Отенский монастырь. Высоким мастерством отличаются потиры конца XVII века - дары царя Федора Алексеевича в Кремлевскую церковь Воскресения.

В собрании музея хранится чеканная крышка раки Александра Свирского, исполненная лучшими мастерами Оружейной палаты в 1644 году. Значительный интерес представляют многочисленные чарки, ковши, чаши, выполненные московскими серебряниками в XVII веке. Пышностью убранства отличаются оклады богослужебных книг XVI и XVII веков.

Русский музей обладает ценной коллекцией сюжетного и орнаментального шитья, выполненного в московских мастерских. В музее хранятся произведения, в создании которых принимали участие жены великих и удельных князей - София Палеолог, Соломония Сабурова - жена Василия III, Ирина Федоровна Годунова, знаменитая Евфросинья Старицкая, жена Ивана Грозного - Анастасия Романовна.

Лицевое и орнаментальное шитье музейной коллекции в основном представлено вкладами в церкви и монастыри. Это подвесные пелены к чтимым иконам, покровы на раки с мощами, покровцы и воздухи, необходимые в литургическом обиходе, целые шитые иконостасы и отдельные шитые иконы, священнические облачения: саккосы, фелони, стихари, епитрахили, поручи, украшенные орнаментальным и лицевым шитьем. Во вкладных надписях часто встречаются имена вкладчиков, названия церквей и монастырей, в которые вещи были вложены.

К числу датированных произведений московских мастериц принадлежат пелена "Богоматерь Неопалимая купина и избранные святые" 1486 г., покров "Кирилл Белозерский" (1514 г.) - вклад Василия III и его жены Соломонии Сабуровой. Одно из самых известных произведений шитья XVI в. - походный иконостас, исполненный в мастерской Ирины Годуновой в 1592 г.

Значительная коллекция памятников шитья происходит из Соловецкого монастыря. В нее входят покровы и пелены, епитрахили, фелони. В коллекции музея представлены также памятники шитья наиболее знаменитых (после царских) художественных мастерских Строгановых - крупнейших купцов и промышленников из Сольвычегодска. Единственной пеленой большого размера с прямоличным изображением царевича Дмитрия является первоклассное произведение Русского музея - вклад Дмитрия Андреевича Строганова в Благовещенский собор Сольвычегодска.

Таким образом, собрание произведений древнерусского декоративного прикладного искусства Государственного Русского музея, пополненное новыми материалами в ходе экспедиционной деятельности музея 1960-1970-х годов, позволяет исследовать разнообразные грани художественной культуры Руси IX - XVII веков, дает представление об этапах развития русского искусства, о богослужебных традициях, о различных духовных и художественных центрах Руси.

Медиатека

Год создания: 2022 | Видеофильм | Язык: русский | Продолжительность: 30:59

Фильм посвящён работе мастерской реставрации резных икон и деревянной скульптуры Русского музея, специалисты которой выполняют уникальные по своей сложности реставрации.

Год создания: 2021 | Мультимедийный фильм | Язык: русский | Продолжительность: 35:50

Шитый иконостас, созданный в конце XVI века, по повелению царя Федора Иоанновича и царицы Ирины Федоровны, это памятник древнерусского искусства. Он выполнен в традициях «годуновской школы» лицевого шитья, с использованием золотых, серебряных и шелковых нитей. В XVI веке иконостас хранился в Образной палате Московского Кремля, затем в Зимнем дворце в Петербурге, служил походной церковью царей Алексея Михайловича и Петра I. С 1812 местом хранения иконостаса стала церковь Рождества Христова в Чесменском дворце, где он серьезно пострадал от пожара.

Год создания: 2020 | Виртуальный тур | Язык: русский

Виртуальный тур создан на основе временной выставки, проходившей в Корпусе Бенуа Русского музея с 21 февраля по 13 мая 2019 года. 

Год создания: 2019 | Лекция | Язык: русский | Продолжительность: 01:55:50

Лекция Светланы Михайловны Новаковской-Бухман, кандидата наук, ведущего научного сотрудника отдела древнерусского искусства, посвящена особенностям развития русского декоративного искусства второй половины XVII века.

Год создания: 2019 | Лекция | Язык: русский | Продолжительность: 01:17:01

Лекция Ольги Витальевны Клюкановой, старшего научного сотрудника отдела древнерусского искусства, посвящена русскому декоративному искусству второй половины XVII века.

Год создания: 2017 | Лекция | Язык: русский | Продолжительность: 01:42:32

Лекция Ирины Шалиной, кандидата искусствоведения, ведущего научного специалиста Государственного Русского музея, посвящена одноименной выставке Русского музея, которая проходила в апреле–августе 2017 года. На ней были представлены произведения древнерусского искусства из коллекции Русского музея и других собраний. Эпоха искусства Великого Новгорода первой половины — середины XVI столетия как цельное художественное явление впервые стала предметом специального выставочного проекта.

Год создания: 2017 | Лекция | Язык: русский | Продолжительность: 1:36:00

Древний Амвон эпохи Святителя Макария Софийского собора, единственный сохранившийся памятник времен Ивана Грозного из Великого Новгорода. И сохранился он не чудом, а благодаря профессиональной работе реставраторов Русского музея.

Год создания: 2017 | Лекция | Язык: русский | Продолжительность: 1:25:50

История бытования памятника насчитывает пять веков. Вплоть до XVII в. Амвон активно использовался в богослужении главного собора Новгорода. В XVIII в. он был убран на хоры, откуда был вывезен в 1860 г. в числе других древностей Софийского собора в Академию художеств. В 1897 г. памятник из Академии художеств был передан в Русский музей и до 1920-х гг. находился на экспозиции. В самом начале Великой отечественной войны экспонат был разобран. И только после окончания войны был вновь собран и хранился уже в фондах музея.

Год создания: 2017 | Видеофильм | Язык: русский | Продолжительность: 28:43

Фильм посвящен одному музейному предмету уникальному, единственному в своем роде во всем мире – деревянному Амвону из Новгородского Собора времени святителя Макария, а раньше бы сказали времени Ивана Грозного.

Год создания: 2011 | Компьютерный фильм | Язык: русский | Продолжительность: 14:16

Фильм посвящен Михаилу Петровичу Боткину, имя которого в первую очередь связано с собранной им коллекцией художественных памятников. Его коллекция собиралась в течении 50-ти лет.

Год создания: 2010 | Интерактивная программа | Язык: русский

Данная программа дает представление о формировании и развитии иконографии святых праведников, начиная с первых русских святых - князей-мучеников Бориса и Глеба и заканчивая преподобным Серафимом Саровским, канонизированным в 1903 году.

Год создания: 2010 | Видеофильм | Язык: русский | Продолжительность: 26:00

Фильм рассказывает о некоторых выдающихся коллекционерах, чьи собрания вошли в состав Русского музея. 

Год создания: 2008 | Интерактивная программа | Язык: русский

Программа создана на основе коллекции музеев, входящих в состав музейного объединения «Художественная культура Русского Севера» и включает более 200 изображений.

Год создания: 2008 | Видеофильм | Язык: русский, английский, испанский | Продолжительность: 26:00

Фильм о древлехранилище Государственного Русского музея, где собрано раннее искусство Руси. 

Год создания: 2007 | Видеофильм | Язык: русский | Продолжительность: 25:45

Услышав эту фамилию, многие вспоминают известного героя повести Н.В.Гоголя «Мертвые души». Но, речь в этом фильме пойдет вовсе не о нем, а о Федоре Михайловиче Плюшкине — коллекционере-собирателе XIX века. 

Год создания: 2006 | Видеофильм | Язык: русский | Продолжительность: 26:00

В двух залах анфилады второго этажа, Выходящей на Невский проспект открыта выставка «Семейные реликвии и вклады рода Строгановых в русские храмы». На ней представлены памятники прикладного искусства, иконописи и лицевого шитья из фондов Русского музея, связанные со знаменитым в истории России родом Строгановых. 

Год создания: 2006 | Мультимедийный фильм | Язык: русский, испанский | Продолжительность: 27:00

Фильм рассказывает об иконографических типах изображений одного из самых почитаемых святых на Руси – святом Николае Мирликийском. Представлены произведения древнерусской иконы разных школ, деревянная скульптура, шитье, мелкая пластика.

Год создания: 2001 | Видеофильм | В двух частях | Язык: русский | Продолжительность: 52:00

На Невском проспекте сохранился единственный жилой дом XVIII столетия - дворец Строгановых. В собрании Русского музея, которому он теперь принадлежит, хранятся их многочисленные портреты, произведения из их богатейших коллекций. 

Год создания: 2001 | Интерактивная программа | Язык: русский

В программе представлено около 400 произведений (иконы, живопись XVIII-XX веков, графика, народное искусство). Экспонаты сопровождаются аннотациями, биографическими справками об авторе. Возможен поиск произведений искусства по евангельским сюжетам или по видам искусства.

Год создания: 2000 | Видеофильм | Язык: русский, английский, французский | Продолжительность: 50:00

Фильм рассказывает об истории рода Строгановых, представителей одной из самых известных фамилий России, тесно связанных с историей государства, покровителей искусств и собирателей.

Прошедшие лекции и мероприятия в мультимедийном кинотеатре

Прикладное искусство Руси на выставке "Осень русского Средневековья"

О. В. Клюканова, С.М. Новаковская-Бухман

30 апреля 2019

Лекция «Клады Древней Руси». Часть третья

С.М. Новаковская-Бухман

29 апреля 2016

Лекция «Клады Древней Руси». Часть вторая

С.М. Новаковская-Бухман

15 января 2016

Лекция «Клады Древней Руси». Часть первая

С.М. Новаковская-Бухман

22 декабря 2015

Другие ресурсы

Прикладное искусство Древней Руси. Фильм из цикла "Русский музей". 1982. Гостелерадиофонд


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: