Коллекция онлайн

Комплект литургический

Мастерские Московского Кремля. Вклад царя Федора Алексеевича в церковь Распятия Господня «при царских теремах». 1681

  • БК-3013, БК-3023, БК-3002, БК-3006, БК-3007

  • Пост. в 1930 из ГЭ


Серебряные комплекты литургической утвари были изготовлены по указу царя Федора Алексеевича в мастерских Московского Кремля для храмов Воскресения Словущего и Распятия Господня (данный комплект) в ходе переустройства царских теремных церквей. Они создавались одновременно с комплектами золотой утвари (ныне в ГЭ) и включали традиционный набор предметов: потир, дискос, звездицу, тарели, копие, лжицу. В работе участвовали лучшие мастера Серебряной и Золотой палат Московского Кремля.

В XVIII веке при Петре I и его преемниках сосуды вывезли в Санкт-Петербург, что было связано как с основанием новой столицы и переездом в нее правящей династии, так и с постепенным обветшанием и упразднением теремных церквей. Особый урон им нанес пожар 1737 года. В Петербурге комплектность золотых и серебряных сосудов была нарушена, и они оказались в разных церквях — Троицком соборе на Петербургской стороне и Большом соборе Зимнего дворца. В числе серебряных предметов в Зимнем дворце оказались также две тарели (БК-3007, БК-3008), стилистически близкие сосудам из Воскресенской и Распятской церквей, но отличные от них и между собой по характеру декоративных элементов. Это означает, что изначально они не предназначались для церкви Распятия, а попали в нее впоследствии, вместе с разрозненной утварью.

Сосуды изготовлены в технике ковки и гравировки, покрыты чернью и позолотой. Они имеют типичные для XVII века формы и декоративное оформление, а также вкладные надписи, содержащие даты изготовления, место вклада, имя и титулатуру царя.

Декор состоит из традиционных элементов. На чаше потира изображен семифигурный деисус. Фигуры Христа, Богородицы, Иоанна Предтечи, архангелов Михаила и Гавриила, апостолов Петра и Павла заключены в овальные медальоны с пышными золотыми обрамлениями. На задней стороне потиров в аналогичных медальонах — Голгофский крест. Тарели дискосов, украшенные композицией «Се агнец…», укреплены на ажурных прорезных поддонах с символами евангелистов. На донцах двух тарелей помещены композиции «Голгофский крест» и «Богоматерь Знамение».

Важную роль в оформлении сосудов играют литургические надписи, а также орнаментальные мотивы, в первую очередь растительный побег с крупными бутонами и пышными цветками. Он используется на стоянах потиров, вокруг донец тарелей, на дугах звездиц. Примечательная особенность сосудов — отсутствие сцен Страстей Господних и страстных эмблем, со времени Федора Алексеевича постепенно входящих в систему убранства литургической утвари.

Несмотря на поразительное сходство комплектов, каждый из них обладает своими индивидуальными чертами. Главное отличие комплекта 1681 года — усиление декоративного начала за счет более активного применения золочения и плотного заполнения черневых поверхностей изображениями и орнаментами. Вкладная надпись повторена на сосудах этого комплекта дважды: у основания стояна потира и у нижнего края поддона дискоса. Новую трактовку получают на сосудах 1681 года и некоторые детали изображений. Так, нейтральная надпись «ωтецъ», начертанная на клубящихся облаках вверху композиции «Се агнец…» (дискос 1678 года), на дискосе 1681 года уступает место изображению Господа Саваофа, а символы евангелистов на его поддоне изображены с раскрытыми кодексами.

Н. В. Пивоварова // Осень русского Средневековья. СПб. 2018. С. 114-115.

Дискос. Серебро; ковка, чеканка, прорезь, гравировка, чернь, золочение. В. — 12; дм чаши — 26; дм основания — 13,5. Находился в Троицком соборе на Петербургской стороне в Санкт-Петербурге БК-3013

Звездица. Серебро; ковка, гравировка, чернь, золочение. В. — 10; ш. — 15,9. Находилась в Троицком соборе на Петербургской стороне в Санкт-Петербурге БК-3023

Потир. Серебро; ковка, литье, гравировка, чеканка, чернь, золочение. В. — 30,4; дм чаши — 17; дм основания — 19,7. Находился в соборе Нерукотворного образа в Зимнем дворце в Санкт-Петербурге БК-3002

Тарель «Богоматерь Знамение». В. — 2,6; дм — 23,1 БК-3006

Тарель «Голгофский крест». В. — 1,8; дм — 22,4 БК-3007


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: