Коллекция онлайн

Коробочка

Конец XVII века


Ярким феноменом в прикладном искусстве последней четверти XVII столетия стали серебряные, покрытые расписной эмалью изделия, созданные мастерами Сольвычегодска и по старому названию города наименованные ≪усольскими≫. Своими художественными особенностями они отличались от произведений других центров и были настолько хороши, что приобретались для царского и патриаршего дворов. Праздничной ≪усольской≫ эмалью декорировали изделия церковного и светского обихода — от окладов икон и Евангелий до разнообразных коробочек (ил. 158), чарок (ил. 188, 189), ножей и вилок. Мастера покрывали белоснежной эмалью фон изделия с двух сторон, чтобы оно не коробилось, а затем в несколько этапов по белому фону цветными эмалями наносилась особым приемом тонкой штриховкой роспись — виртуозно исполненные изображения крупных цветов тюльпана, ромашки или василька, птиц, животных, людей и многофигурные аллегорические композиции. Эмалью могли покрывать всю поверхность изделия или отдельные клейма, обрамленные скаными жгутиками. И. А. Антропова, О. В. Клюканова, Т. А. Петренко.  «Небес удобрение и земли украшение». Север и Северо-Запад  // Осень русского Средневековья. СПб, 2018. С. 164.

Рест. в 1960 в ГРМ.


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: