Венчик с коруной на икону «Богоматерь с Младенцем»
Вторая половина XVII века
- Период Древнерусское искусство
- Поделиться
Венчик с коруной, которую несут на облаках архангелы, — отражает иконографию вестников Бога — архангелов, несущих к Его избранникам венцы и свитки с известием о награде Господа. Близость общей композиции и распределения узоров на этом венце к первому убору, с коруной и цатой, свидетельствует о сложении его орнаментики под воздействием ювелирного дела Москвы. Однако подчеркнуто пышный характер декора, насыщенность плотно расположенными деталями орнамента говорят о работе ярославского мастера. Сплошной ковровый узор, покрывающий промежутки между лопастными щипцами, почти полностью скрывает форму коруны. Это указывает на исполнение венца во второй половине, но не в конце XVII века, когда насыщенность декором в ярославской чеканке уже делает контур коруны совершенно «нечитаемым». Яркой чертой произведения является чеканка в высоком рельефе, свойственная ярославским ювелирам. А. А. Макарова, Н. В. Пивоварова. «Благоукрашенный мир»: прикладное искусство второй половины — конца XVII века. Москва. Центральная Россия. Поволжье // Осень русского Средневековья. СПб, 2018. С. 116.
Рест. в 2003 в ГРМ.
Показать полный текстИконография двойного венчика с коруной представляет тип изображения с фигурами летящих на облаках архангелов, несущих коруну. Архангелы, несущие венец, встречаются на иконах Спаса, Параскевы Пятницы, Богоматери. На данном чеканном венчике между многолопастными зубцами коруны изображены фигуры шестикрылых херувимов с чеканными надписями. Вероятно, их изображения предопределены словами молитвы «Достойно есть...»: «Честнейшую Херувим и Славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова рождшую сущую Богородицу Тя величаем».
Нимб Христа половинный, вероятно, c иконы «Богоматерь Умиление». Пышные чеканные мотивы завитков с пальметтами и бутонами цветов в стилизованных вазах, барочные формы типичны для русской культуры второй половины XVII в. Густой, перенасыщенный орнамент, сочетание растительного декора с рельефными фигурами архангелов и херувимов характерны для мастеров Ярославля XVII в.
Светлана Новаковская-Бухман // «Пречистому образу Твоему поклоняемся...». Образ Богоматери в произведениях из собрания Русского музея. СПб. 1995. С. 334.
Выставки: «Осень русского Средневековья». Корпус Бенуа