Коллекция Государственного Русского музея

Чара

Дания. 1625


Излюбленными сосудами в Московии во второй половине XVII века были разного рода кубки, появлявшиеся при царском дворе с многочисленными посольскими дарами и широко использовавшиеся на торжественных царских и церковных трапезах. Они сотнями выставлялись на поставцах в покоях царской семьи. В России их начали делать только в XVIII веке. Сохранилось большое число немецких кубков, попадавших во многие страны Европы — Данию, Швецию, Польшу, Австрию — и уже оттуда, а не только из Германии, привезенных в Россию. Благодаря чеканному декору, включающему маскароны, изображения героев античных мифов, связки плодов, львиные маски, немецкие пиршественные заздравные кубки-≪вилькомы≫ служили настоящей энциклопедией ренессансного искусства. Среди привозных сосудов выделяются немецкие виноградные кубки первой трети XVII века, украшенные чеканенными в высоком рельефе ≪виноградинами≫ (в России их называли ≪яблочными≫). Так украшена чара 1625 года, привезенная из Дании, с русской надписью о вкладе ее в Симонов монастырь. Этот прием декорации сосудов широко распространился в древнерусском, прежде всего в московском, серебре середины — второй половины XVII века.

По венцу с лицевой стороны надпись начала 1630-х вязью: «Что бо есть украшающе поднебесную … чара Ивана Кирилова сына Грязева». С тыльной стороны на дне поддона клеймо с тремя надвратными башнями (клеймо Дании) и дата: 1625. На одном из выступов чеканных «ложек» буквенное обозначение веса в золотниках (5 фунтов 72 золотника = 2351,5 г), нанесенное во время нахождения чары в Симоновом монастыре.

С. М. Новаковская-Бухман, И. В. Сосновцева.  «Предивною работою зделаны…». Произведения иноземных мастеров в контексте развития русского искусства  // Осень русского Средневековья. СПб. 2018. С. 198.

Рест. в 1960 в ГРМ сотрудниками ГЦХРМ и ГРМ; в 2014 в ГРМ Д. В. Красильниковым, Т. А. Куриловой


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: