Чаша
Сольвычегодск. Конец XVII века
- Серебро, золочение, скань, расписная эмаль. В. — 4; дм — 15,5
- БК-3142
Пост. в 1917 из собрания М. П. Боткина
- Период Древнерусское искусство
- Поделиться
На выбор сюжетов для росписей оказывали влияние многочисленные русские и иностранные печатные издания, богатые иллюстративным материалом. На дне чаши из собрания Русского музея изображен гуляющий по холмам белый олень, который для средневекового человека мог олицетворять свет, чистоту, созидание и духовность. С экономическим упадком Сольвычегодска в начале XVIII века постепенно замирает эмальерное дело, но неповторимые краски этих изделий до сих пор радуют глаз.
Чаша на поддоне украшена расписной эмалью. Внутренняя сферическая поверхность покрыта белой эмалью и декорирована растительным узором с использованием мотива цветочной гирлянды. Донце окружено скаными колечками, заполненными изумрудно-зеленой эмалью, в центре изображение оленя в ландшафте. Веревочка из аналогичных колечек пущена вдоль края чаши. Наружная декорация выполнена по золоченому фону в технике эмали по скани, придающей изделию особую изысканность и нарядность. Крупные, выразительные по форме цветы и листья заключены в сканые обрамления и рельефно выступают над гладким мерцающим фоном. Наружная сторона донца заполнена белой эмалью с росписью в виде букета тюльпанов.
Размеры, форма, принципы оформления чаши, цвета и консистенция эмали указывают на работу сольвычегодских мастеров. Одним из характерных признаков их произведений является прием выделения изображения на внутренней и наружной сторонах донца. К числу излюбленных сюжетов относятся животные, представленные на фоне схематично переданного ландшафта, фланкированного кронами деревьев. Многочисленные аналогии публикуемому памятнику имеются в собрании музеев Московского Кремля.
Н. В. Пивоварова // Осень русского Средневековья. СПб. 2018. С. 192.