Коллекция онлайн

Конец 1620-х - 1640-е годы, Москва

Христос во гробе. Воздух

1630


Большая часть сохранившихся литургических тканей относится к XVII веку, что, по-видимому, отражает историю сложения их программы и историю бытования. Именно к XVII столетию окончательно сформировались иконография и традиция нахождения на престоле комплекта из трех тканей во время совершения чина Евхаристии. В связи со спецификой произведений в их иконографическую программу обязательно включались литургические тексты на полях. Вкладные надписи размещались, как правило, в среднике. Непосредственное участие покровцов в Евхаристии сообщало вкладным надписям исключительное литургическое значение, тексты выполняли роль поминальных записей.

Традиционные молитвенные надписи, шитые золотными нитями «в прикреп», крупной вязью окружают по краям покровцы: ПИИТЕ ИЗ НЕЯ ВСИ СЕ ЕСТЬ КРОВЬ МОЯ… ("Богоматерь Воплощение", ДРТ-69); ПРИИМИТЕ И ЯДИТЕ СЕ ЕСТЬ ТЕЛО МОЕ… ("Се агнец", ДРТ-57).

На воздухе вышит текст молитвы: ВО ГРОБЕ ПЛОТЦКИИ...

Покровцы и воздух шиты преимущественно золотными и серебряными нитями «в прикреп» и разноцветными шелками «атласным» швом и «в раскол». Личное шитье исполнено песочного цвета шелком «атласным» швом по форме, без теней. Фонами служит алая (в среднике) и темно-голубая (на полях) камка. Стилистически предметы представляют единую группу с памятниками, вышедшими из мастерской Евдокии Лукьяновны. Их техническое исполнение совершенно, композиции четко прописаны, рисунок графически точен, золотное шитье очень плотно орнаментировано мелкими прикрепами. Лики исполнены довольно мелочно, без характерных притенений. Важная роль в образной выразительности сцен отводится контурам, проработанным плотным темным шелком.

О. В. Клюканова // Осень русского Средневековья. СПб. 2018. С. 60.

Рест. в 1992–1995 в ГРМ.


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: