Коллекция Государственного Русского музея

Кадило

Муром (?). 1647


Каждение — воскурение фимиама — пришло в священнодействие новозаветной церкви из ветхозаветного богослужения. Оно совершается с помощью кадила — глубокой чаши на цепях, покрытой крышкой (кровлей), увенчанной крестом. Важная роль в христианском богослужении, усвоенная кадилу с древности, нашла отражение в особой «молитве кадила», произносимой священником перед каждением: «Кадило Тебе приносим, Христе Боже наш, в воню благоухания духовнаго, еже прием в пренебесный Твой жертвенник, возниспосли нам благодать Пресвятаго Твоего Духа». Форма кадила не оставалась неизменной. В древности использовали кадила с рукоятями, или кацеи. Появление кадил на цепях привело к еще большему разнообразию форм и конструктивных особенностей. Варьировались как формы чаш и крышек, так и характер декоративного оформления (мотивы орнаментов, местоположение и начертание надписей). Широкое распространение получили кадила с кровлей, завершенной маковицей с крестом и уподобляющей ее венчающей части храма.

Кадило из Мурома имеет шаровидную форму и подвешено на пяти цепях. Его поддон и чаша разделаны чеканными круглыми ложками, местами покрытыми орнаментами и через одну позолоченными. Крышка имеет вид восьмигранного усеченного шатра, украшенного ажурным прорезным орнаментом. Шатер завершен четырехгранным, мягко сужающимся книзу навершием, увенчанным восьмиконечным крестом. У основания кровли по кругу расположена резная надпись.

По форме и характеру оформления кадило из Благовещенского монастыря сходно с двумя памятниками — более ранним серебряным кадилом, вложенным в 1637 году в Троицкий монастырь Мурома Тарасием (Богданом) Цветным, и более поздним, исполненным для муромского Воскресенского монастыря в 1648 году (Муромский музей). Это позволяет предполагать, что при изготовлении богослужебных предметов в Муроме в XVII веке придерживались единой типологии.

Н. В. Пивоварова // Осень русского Средневековья. СПб. 2018. С. 128.


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: