Коллекция Государственного Русского музея

Корчик

Новгород. Вторая треть XVII века

  • Чеканка, литье, резьба, золочение. 14,5 × 9,7 × 8,3
  • БК-3145

  • Пост. в 1928 из ГМФ; до 1925 — в Спасо-Успенском храме на Сенной площади в Санкт-Петербурге

  • Принадлежал Стефану Стефанову сыну

Неглубокий изящный корчик на восьмигранном ступенчатом поддоне, золоченый внутри и по венцу снаружи, принадлежал жителю посада в Новгороде, о чем говорит надпись, гравированная снаружи по его венцу. Она исполнена полууставом в два штриха на косо заштрихованном резьбой фоне: КОВШЪ НОВОГОРОДЦА ПОСАЦКОВО ЧЕЛОВЭКА СТЕѲАНА СТЕѲАНОВА СЫНА ПИТЬ ИЗ НЕГО НА ЗДРАВИЕ И НА ВЕСЕЛИЕ БЛАГОДА[РЯ БОГА] (благодаря Бога). Корчик украшен 16 чеканными ложками, веером расходящимися от литой, несколько выпуклой мишени. На ней изображен лебедь, склонивший голову к яйцу, стоящий на фоне древа с цветами и ветвями. Вверху, в промежутках между ложками, чеканено по три горошинки, а под ручкой и носиком — крестовидные фигуры из горошин. К заостренному носику корчика припаян литой султан из перьев. Пелюсть литая, ажурная, с узором «цветки в вазоне», в окружении волютообразных завитков, со спуском ажурного литого орнамента на внутреннюю поверхность корчика. Изысканная форма сосуда, совершенство декора, графически четкие начерки невысоких широких букв простой вязи в надписи говорят о работе талантливого ювелира. Многие детали — литой султан из перьев на заостренном носике, форма поддона, лебедь с яйцом на мишени и чеканные ложки с бусинками на тулове — вместе или порознь известны на целом ряде других чеканных сосудов. Это означает, что мы имеем дело с продукцией одного художественного центра в короткий промежуток времени его деятельности. Все подобные произведения исследователи относят к новгородскому ювелирному делу первой половины XVII века. Однако ряд изделий с вкладными надписями позволяет отнести такие корчики ко второй трети XVII века.

Рест. в 1960 сотрудниками ГЦХРМ и ГРМ.


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: