Коробочка
Конец XVII века
- Серебро, ковка, скань, золочение, расписная эмаль. В. — 4,8; дм основания — 5,5; дм крышки — 6,2
- БК-3140
Пост. в 1938 из ГЭ; ранее — в Музее ОПХ
- Период Древнерусское искусство
- Поделиться
Ярким феноменом в прикладном искусстве последней четверти XVII столетия стали серебряные, покрытые расписной эмалью изделия, созданные мастерами Сольвычегодска и по старому названию города наименованные ≪усольскими≫. Своими художественными особенностями они отличались от произведений других центров и были настолько хороши, что приобретались для царского и патриаршего дворов. Праздничной ≪усольской≫ эмалью декорировали изделия церковного и светского обихода — от окладов икон и Евангелий до разнообразных коробочек (ил. 158), чарок (ил. 188, 189), ножей и вилок. Мастера покрывали белоснежной эмалью фон изделия с двух сторон, чтобы оно не коробилось, а затем в несколько этапов по белому фону цветными эмалями наносилась особым приемом тонкой штриховкой роспись — виртуозно исполненные изображения крупных цветов тюльпана, ромашки или василька, птиц, животных, людей и многофигурные аллегорические композиции. Эмалью могли покрывать всю поверхность изделия или отдельные клейма, обрамленные скаными жгутиками.
И. А. Антропова, О. В. Клюканова, Т. А. Петренко. «Небес удобрение и земли украшение». Север и Северо-Запад // Осень русского Средневековья. СПб. 2018. С. 164.
Рест. в 1960 в ГРМ.