Коллекция Государственного Русского музея


Крышка раки преподобного Александра Свирского

Москва. Серебряный приказ Оружейной палаты. 1643


Вклад серебряной раки в Троицкий Свирский монастырь был связан с обретением мощей преподобного Александра и возведением в 1641–1644 годах каменной Преображенской церкви. Рака стала последним вкладом царя Михаила Федоровича, его родителей и семьи, оказывавших поддержку и внимание «своему богомолью» на протяжении всей жизни первого правителя из династии Романовых. В 1645 году «дача» раки в монастырь приобрела значение поминального вклада: 13 июля скончался Михаил Федорович, а 8 августа ушла из жизни царица Евдокия Лукьяновна.

Над созданием подобных монументальных сооружений всегда работал большой коллектив мастеров Серебряного приказа Оружейной палаты. Художественное совершенство и высочайший уровень исполнения позволяют связать раку преподобного Александра с творчеством царских серебряников во главе с жалованным мастером первой статьи Гавриилом Овдокимовым. Традиция сооружения закрытых драгоценных гробниц для мощей русских святых известна с домонгольского времени, но сведения о большинстве из них сохранились от XVI–XVII веков. В этот же период утвердился тип гробницы в виде прямоугольного саркофага с изображением стоящего «аки живу» святого на крышке.

Преподобный Александр изображен в рост, с благословляющей десницей и развернутым свитком с текстом наставления братии. Он представлен старцем, облик которого наделен чертами строгого и взыскательного пастыря. Скульптурный образ святого создан в высоком рельефе. Мастерство серебряников проявилось в умении выявить объем скрытого под облачениями тела и придать фигуре вполне ощутимое движение. Наиболее объемно выполнена голова святого. Фигура в целом трактована более плоскостно, ее рельеф плавно понижается к ногам. Тот же прием применен в декоре фона — высота чеканных деталей орнамента в верхней части крышки раки становится выше, а сами детали крупнее. Венец, фон и поля покрыты узором «трав золоченых», побеги, трилистники, цветки и шишки которых варьируются на разных участках оклада. Чеканщики демонстрируют не только владение различными техническими приемами — чеканкой, гравировкой, резьбой, литьем, но и удивительно тонкое и продуманное их использование. Чеканы с различными профилями для канфарения фонов орнаментов и на мантии позволили воспроизвести в серебре фактуру различных материалов. На полях в круглых медальонах помещены изображения святых, соименных членам царской семьи, — преподобного Михаила Малеина, святого Алексея, человека Божия, преподобной Евдокии, мучениц Анны, Ирины и Татьяны. Нимб святого на верхнем поле венчает образ Святой Троицы.

Рест. в 2018 в ГРМ А. С. Смирновым, Д. В. Красильниковым, Т. А. Куриловой.

И. Д. Соловьева // Осень русского Средневековья. СПб, 2018. С. 50.

Александр Свирский (в миру Амос; 1448, деревня Мандера, Обонежская пятина — 1533, Александро-Свирский монастырь) — русский православный святой, почитаемый в лике преподобных, игумен.

Родился в семье небогатых местных крестьян Стефана и Вассы. В 19 лет Амос тайно ушёл на Валаам, где 7 лет жил в качестве послушника, а в 1474 году принял монашеский постриг с именем Александр. Удалившись на уединённый остров, Александр подвизался около семи лет в пещере. На Святом острове теперь находится Александро-Свирский скит Спасо-Преображенского Валаамского монастыря.

В 1485 году по благословению игумена монастыря Александр ушёл на Святое озеро, расположенное неподалеку от Олонца и реки Свирь. Со временем здесь образовалась обитель, ныне известная как Александро-Свирский монастырь.

Прославился многими чудесами и праведным образом жизни, воспитал много учеников в монастыре и привёл к вере многих мирян. Какое-то время святой жил в полном уединении и вёл суровую жизнь. После 25 лет затворничества, согласно житию, Александр единственным из русских святых был удостоен явления Святой Троицы.

Общероссийское почитание святого началось вскоре после его смерти, в 1547 году, в правление Ивана Грозного, вероятно, по инициативе лично знавшего его митрополита Макария. 


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: