Коллекция Государственного Русского музея

Кубок-«вильком»

Германия (Люнебург). Конец XVI века


Потир входил в литургический комплект из пяти предметов, вложенных в 1698 году в Спасо-Преображенский собор Тамбова тамбовским епископом Игнатием (1697–1700). Надписи о вкладе были вырезаны сразу на двух сосудах комплекта — потире и дискосе. В 1699 году владыка вложил в тот же собор напрестольный мощехранительный крест с надписью и датой. Однако кафедра в Тамбове, основанная в 1682 году как форпост борьбы со старообрядчеством на Дону, просуществовала недолго. В 1700 году епископ Игнатий был отстранен от служения и отправлен в Москву для патриаршего суда. Ему вменялось в вину сочувственное отношение к идеям «раскольщика» Григория Васильевича Талицкого, учившего о близящейся кончине мира и воцарении Антихриста, с которым отождествлялся царь Петр Алексеевич. По приговору суда епископ был лишен сана и сослан в Соловецкий монастырь, где скончался 26 марта 1718 года.
В 1701 году Тамбовская епархия была закрыта, а драгоценная утварь, выполненная по заказу епископа Игнатия, перемещена в крепостную церковь Рождества Иоанна Предтечи в Шлиссельбурге. Заботой о снабжении новой церкви всем необходимым для службы объяснялось и появление здесь драгоценного напрестольного Евангелия (ил. 105), вложенного в 1681 году царем Федором Алексеевичем в Архангельский собор Московского Кремля. В 1910 году Евангелие и мощехранительный крест 1699 года по воле Николая II были переданы в Феодоровский Государев собор в Царском Селе, а сосуды оставлены в Иоанно-Предтеченской церкви. В 1912 году товарищ управляющего Русским музеем Д. И. Толстой ходатайствовал о передаче церковной утвари в музей, однако его обращение не получило поддержки протопресвитера военного и морского духовенства отца Георгия Шавельского. Потир попал в музей лишь после закрытия крепостной церкви.
Потир исполнен из серебра в технике литья, ковки и гравировки, местами позолочен. На чаше в овальных барочных обрамлениях помещены поясные изображения Христа, Богоматери и Иоанна Предтечи (трехфигурный деисус) и композиция «Распятие Господне». По венцу чаши пущена традиционная литургическая надпись: «Пiите ω(т) нея вси…» На стояне гравированы шесть сцен Страстей Господних: «Моление о чаше», «Приведение Христа к Пилату», «Биение и ругание у столпа», «Возложение тернового венца», «Несение креста», «Пригвождение ко кресту». Композиции Страстей, появляющиеся на богослужебных предметах при царе Федоре Алексеевиче, становятся особенно популярными в последующие царствования. Аналогичное место занимают восемь сцен Страстей на потире, вложенном в 1695 году в Успенский собор Ростова митрополитом Иоасафом (ГММК). Иконографически страстные сцены на тамбовском сосуде близки к изображениям на потире из Ростова, относимом к произведениям мастерских Московского Кремля. Однако качество гравированных изображений на потире из Тамбова не позволяет отнести его к бесспорной работе царских мастерских.

Показать полный текст
Скрыть полный текст

Эмалевая вставка в крышку — конец XVII — начало XVIII века. Москва

На ободе поддона — лигатурное клеймо Люнебурга, вторая половина XVI века, и именное анонимного мастера, около 1590 года (аналогичные клейма: Rosenberg M. Der Gold schmiede Merkzeichen. Frankfurt am Main, 1911. № 2108, 2141).

Кубок: серебро; золочение, чеканка, литье, гравировка; эмалевая вставка на крышке и «шишка» в завершении: серебро; золочение, эмаль по скани, литье (шишка).

Рест. в 1960 в ГЦХРМ и ГРМ.


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: