Коллекция Государственного Русского музея

Распятие с предстоящими (Муезерский крест)

Фрагмент. 1681

  • Дерево, резьба, темпера. 132×86×7 («Христос»)
  • ДРД-524

  • Пост. в 1961

  • Происходит из часовни Спаса Нерукотворного Троицкого Муезерского монастыря

Прекрасно сохранившийся памятник деревянного резного искусства — Муезерский крест — происходит из труднодоступного северного монастыря на острове Муя, что к югозападу от города Кемь. Возникновение небольшой обители историки связывают со второй половиной XVI столетия, а ее основателем монастырское предание называет послушника Соловецкого монастыря преподобного Кассиана Муезерского.

Крест находился в специально сооруженной для него часовне Спаса Нерукотворного до 1961 года, когда был разобран и частично перевезен в ГРМ. Он представлял собой сложную архитектурную конструкцию, состоящую из 18 частей, собранных на цельное основание — монументальный восьмиконечный четырехметровый крест. В центральной зоне располагалось Распятие Христа с тремя святыми женами слева и Иоанном Богословом и сотником Лонгином справа. По сторонам средокрестия — медальоны с резными монограммами «IC», «ХС», над ними летящие ангелы (правый утрачен). Резная икона «Саваоф» (МИИРК) находилась на верхней ветви креста и была отделена от надписи «INЦI» резным облаком; по сторонам от нее располагались монограммы «ЦРь» «СЛВы». Ниже Распятия, на центральной оси креста, помещалась утраченная ныне «писанная на краске» икона святого Николая. Здесь же, на украшенной резными завитками перекладине для фигур предстоящих, были круги с монограммами «МЛ», «РБ». Под иконой находилась доска с резной вкладной надписью, ниже, на ветви креста, — монограммы «НИ» и «КА» (все названные детали, кроме иконы «Саваоф», хранятся в ГРМ,основа креста остается в часовне). Снизу крест завершался резным декоративным основанием-бочонком, вмонтированным в специальное отверстие в полу часовни.

Каждая деталь общей композиции имела свою основу, которая крепилась на большой крест с помощью пазов и скрытых штырей. Доска с надписью и медальоны с монограммами фиксировались на едином основании при помощи гвоздей с тыльной стороны или плотно вставлялись в специальные пазы.

Сохранившаяся резная надпись с указанием даты и имени заказчика сделала этот памятник уникальным свидетельством своего времени: ЛЭТА ¤ЗРПF (7189=1681) ГО // ГОДА АПРЕЛЯ // ВО (ДЕ)Н[Ь] ПОСТАВИ(Л) // СИI КР[ЕС]ТЬ СТА//РЕЦЪ АЛЕКСЭИ Му//ЕЗЕРСКОI ПуСТЫНИ Н//А ПОКЛОНЕНИЕ ПРАВО//СЛАВНЫ(М) КРЕСТИЯ//НО(М) И ПО СВОЕМу ПО WБЭЩАНИЮ. Монастырские документы 1670–1680 годов позволяют с уверенностью утверждать, что старец Алексей — историческая личность. Более того, приводятся его фамилия — Ермаков и происхождение — «кемлянин». Согласно архивным данным, старец Алексей Ермаков появился в монастыре около 1677 года, вскоре был назначен казначеем, в 1678 году — игуменом, а в 1679 году покинул обитель. Вероятно, активная деятельность старца, изменившая монастырский облик и зафиксированная в передаточной описи, или какое-то событие заставили его через два года после ухода из обители поставить в монастыре великолепный по масштабу и художественной выразительности поклонный крест.

Особенности резьбы распятия позволяют отметить яркую индивидуальную технику резчика, исполнившего заказ Алексея Ермакова. Определяющей чертой ее является то, что мастер строит форму с помощью довольно грубой выборки основы. Поверхность рельефа дополнительно проработана глубокими и энергичными линиями-врезками. Некоторую статичность общей формы компенсируют активные складки набедренной повязки Христа и одежд предстоящих, которые настолько искусно сделаны умелым резчиком, что восполняют кажущуюся простоту резьбы личных изображений.

Учитывая, что заказчик креста был жителем Кеми, возможно, заказ был отдан кемскому мастеру. Предположение о существовании в Кеми в последней четверти XVII — начале XVIII века мастерской деревянной резьбы подтверждается двумя резными иконами: «Господь Саваоф» (АМИИ) и «Отечество» (МИИРК). Обе происходят из Кемского Успенского собора. Принадлежность этих памятников к одной художественно-стилистической манере очевиднее, если для сравнения взять расположенную в верхней части Муезерского креста резную икону Саваофа: все три образа выполнены в низком обронном рельефе, моделировка ликов, одежд и декоративных деталей строится глубоким резцом, формируя в целом очень насыщенную графическую структуру композиций. Отметим также редкие приемы резьбы в личном: область вокруг глаз специально выбирается, что дает возможность сделать сами глаза более выразительными.

Рест. в 1972, 1990 в ГРМ, повторно в 2006–2018 В. Я. Чмеленко, Ж. А. Максименко, А. В. Кондратьевой.


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: