Коллекция Государственного Русского музея

Зосима Соловецкий. Покров

Сольвычегодск. Мастерская Анны Ивановны Строгановой. 1661

  • . 195 × 113
  • ДРТ-301

  • Пост. в 1923 из Соловецкого монастыря через ГМФ

  • Происходит из Спасо-Преображенского собора Соловецкого монастыря.

Вклад Дмитрия Андреевича и его детей Григория Дмитриевича и Пелагеи Дмитриевны Строгановых в Спасо-Преображенский собор Соловецкого монастыря.

Традиция создания лицевых покровов получила широкое распространение на Руси и была обусловлена культом святых мощей. Наименование «покров», наиболее часто применяемое к этим произведениям, указывало на способ их размещения в пространстве храма: на гробнице святого. Иконография покровов оставалась традиционной, не менялась на протяжении веков: святые изображались в рост, фронтально, с открытыми глазами, с Евангелием или свитком в руках, в зависимости от чина, облаченными, согласно сану, в святительские или монашеские одежды, в окружении молитвенной надписи.

В 1650–1660-е годы в мастерской Анны Ивановны Строгановой в Сольвычегодске создаются целые серии пелен, среди которых были два драгоценных вклада к ракам Зосимы и Савватия Соловецких.

Иконография рассматриваемых памятников традиционна, в художественном и техническом отношении они абсолютно идентичны. Возможно, покровы создавались по одной прориси. Описание личного шитья может служить образцом для определения характера и стиля строгановских произведений этого периода в целом.

Шитье исполнено преимущественно золотом и серебром «в прикреп» и сканью, очень тонким, правильным стежком, личное шито шелком серого оттенка «атласным» швом перевитой шелковой ниточкой. Не отступая от схемы, мастерица аккуратнейшим образом строит форму, обозначает тени, заполняя фон золотным орнаментом. Орнамент составлен из крупных цветов, плотно окутывающих фоны покровов, и имитирует узор атлабаса (тяжелой шелковой ткани с узором). Единственным, возможно намеренным, изменением в общей строгой системе стало использование контурных нитей в орнаменте, чередующихся по цвету ― зеленых и малиновых. Наряду с высочайшим профессионализмом, в этих произведениях намечаются механистичность, повторяемость стежков, избыточность изысков в «прикрепах».

Середина XVII века для строгановского лицевого шитья — время расцвета, наивысшего развития художественного и технического мастерства, однако рассматриваемые памятники утрачивают ту интимность и духовность, которая отличала более ранние работы строгановских вышивальщиц. Перед нами роскошные шитые произведения, превзошедшие в роскоши драгоценные оклады, но утратившие теплоту творчества.

В Соловецкий монастырь оба покрова были вложены одновременно, в монастырской описи была обозначена цена подношения: « рублев». Помимо этого, Дмитрий Андреевич вложил значительное количество драгоценных шитых пелен и палицу. Отметим, что во вкладных надписях не упомянута сама вышивальщица и жена Дмитрия Андреевича — Анна Ивановна Строганова.

Рест. в 1935 в ГРМ А. Н. Суворовой, повторно в 1964.


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: