Спаниель Мутон
1805
- Период Первая половина XIX века
- КатегорияАнималистика
- Поделиться
В классицистически выверенном Картинном кабинете Строгановского дома в Петербурге в самом начале XIX века появился довольно редкий и в то же время поразительный (домашний/человеческий) элемент, который странным образом, на первый взгляд, без всякого смысла, был включен в ряд произведений живописи первого уровня и «высоких» аллегорических сюжетов. Речь идет о двух портретах домашних собак владельцев, вставленных в каминные экраны.
Картины принадлежат кисти известного в Петербурге анималиста Карла Фридриха Кнаппе.
На бронзовой табличке, первой сохранившейся в оригинале, написано: «Mouton, любимая собака покойного Александра Сергеевича Строганова. 1780». На полотне изображен спаниель, принадлежавший создателю картинной галереи. Ранее он как полноправный член семейства был запечатлен на акварели Никласа Лафрансена в парижских апартаментах графа (около 1778, ГЭ) с замыслом показать семью, включая питомца, на фоне произведений искусства. Жила собака, надо полагать, в 1770-е годы, а 1780-й — год ее ухода.
<…> На табличке второго экрана, с изображением белого королевского пуделя, согласно архивным сведениям, говорилось: «Moustapha, любимая собака графини С. В. Строгановой. 1805» (Пудель Мустафа. Ж-12141). Сергей Кузнецов. Аристократические собаки // Жизнь замечательных собак. СПб. 2025. с. 33
Показать полный текстНа полотне изображен спаниель с выразительными глазами и шелковистой шерстью. Кличка питомца — «Мутон» (франц. «баран») — намекает на кудрявую шерсть животного и отражает французские пристрастия русской знати. Художник мастерски передал не только внешние черты собаки, но и её характер — в позе и взгляде угадывается благородство и преданность, столь ценимые в домашних любимцах.
Работа выполнена в характерной для Кнаппе манере, сочетающей академизм с элементами романтизма. Тщательная проработка деталей шерсти контрастирует с мягкой, почти сентиментальной трактовкой образа. Теплая золотисто-коричневая гамма подчеркивает аристократичность происхождения четвероногой «модели».
Подобные «собачьи портреты» были модными в XIX веке. Вероятно, картина была заказана кем-то из приближенных императорского двора, где Кнаппе пользовался особой популярностью. Сегодня это произведение не только демонстрирует виртуозность художника в нехарактерном для него анималистическом жанре, но и служит ценным историческим документом, иллюстрирующим быт и вкусы русской аристократии этого времени.
Источник: онлайн-аннотации к выставке «Жизнь замечательных собак»