Коллекция онлайн

1815, Москва – 1852, Петербург

Портрет Н. П. Жданович за фортепьяно

1849

  • Холст, масло. 24,5 x 19,2
  • Ж-4516

  • Пост. в 1912 от Н. П. Вернер через Я. Н. Ждановича (Санкт-Петербург)


Жданович Надежда Петровна (1836–1915) — дочь П. В. Ждановича и его второй жены О. П. Жданович. Воспитывалась в Императорском воспитательном обществе благородных девиц при Смольном, выпущена в 1854 году. Была замужем за офицером Финляндского полка А. И. Вернером, впоследствии генералом от инфантерии. Владела собранием работ Федотова, автографами его стихотворений. Павел Федотов. СПб, 2015. С. 36.

Изображена в голубом платье с белым передником — форменной одежде воспитанниц Смольного института (3-й возраст).

Девушка в синем платье и белом переднике изображена в момент исполнения фортепьянного произведения: чуть удивленно приподняты ее брови, серьезность во взгляде приглушена легкой улыбкой на губах. С помощью определенных композиционных приемов художник позволяет зрителю почувствовать характер и настроение своей модели. Нейтральный фон чуть высветлен вокруг фигуры, создавая ощущение свето-воздушной среды и в то же время акцентируя ее центральное положение на полотне.

Портрет отличается непосредственностью и мастерством исполнения. Несмотря на миниатюрность, живопись смела и энергична. Особенно четко вылеплены голова и руки. Характеристика лица свидетельствует о силе, страстности, живости и, одновременно, мягкости характера модели. Богатый линейный и светотеневой ритм полотна, сдержанные пастельные тона в одежде и мастерская передача неяркими цветами фактуры дерева рождает в целом ощущение спокойствия и домашнего уюта.

На подрамнике надпись: Надежда Петр. Ждановичъ кол. Н. П. Вернеръ. На картоне, закрывающем оборотную сторону, этикетка выставки «Старые года» (1908) с надписью: ВладЂлецъ Вернеръ Надежда Петр. Ждановичъ Авторъ П. А. Федотовъ Писано въ 1849 г.

Показать полный текст
Скрыть полный текст

Происхождение и социальный статус в контексте общественных движений 1840–1850-х годов обусловили и тенденциозную интерпретацию судьбы Федотова, и весьма непропорциональную популяризацию его творческого наследия: автор сотен виртуозных и экспрессивных рисунков, превосходных исторических и батальных композиций в акварели, десятков выразительных портретов, отличающихся прозрачным лиризмом эмоционального звучания, тончайшей живописностью, уместным композиционным строем и многослойной, богатой лессировками колористической структурой, в истории русского искусства многих советских десятилетий (а по инерции и лености и в последующие годы) считался по преимуществу творцом шести-семи жанровых композиций, нескольких сатирических рисунков («Кончина Фидельки», ГТГ, и прочие того же строя), ну и попутно одного-двух портретных изображений, скажем, такого безусловного шедевра, как «Портрет Надежды Жданович за фортепьяно» (Ж-4516). Григорий Голдовский. О Павле Андреевиче Федотове // Павел Федотов. СПб, 2015. С. 5-6.

Портретные работы кисти Федотова, на наш взгляд, могут и должны быть предметом специального, самостоятельного исследования. Отдельного восхищенного взгляда заслуживают детские портреты, почти сплошь созданные Федотовым около 1850 года. Более точная их датировка затруднена — и слава богу! Есть ощущение, что, создавая их, художник искал и находил возможности для незамутненного душевного отдохновения. Детские образы Федотова — квинтэссенция поэтического реализма, они хранят кристальную прозрачность и бесконечный лиризм. Этим своим настроем живописные сочинения Федотова на темы детства заметно отличаются от всего, что было создано в этом направлении до него, и, по существу, не знают аналогий в искусстве последующих периодов. В своих детских портретах мастер значительно более скупо, чем во «взрослых» и уж конечно в жанровых композициях, намечает интерьер: предметный мир окружения фиксируется двумя-тремя подробностями, достаточными, чтобы убедительно запечатлеть обстановку, отнюдь не исчерпывающую обстоятельства жизни (в отличие от традиционного портретного бытия «одеревеневшей» модели). «Обстоятельства» — это и легкий газовый шарфик на плечах Ольги Демонкаль (Ж-4513), прозрачностью сопоставимый с оттенками настроения девочки и такой же мимолетно-воздушный, как ее бесхитростные душевные переживания, извиняющие едва заметную ноту полувзрослого кокетства в подчеркнуто серьезном лице. Это и заглубленные, как бы звучащие клавиши фортепьяно в «Портрете Надежды Жданович», общепризнанном шедевре Федотова, и празднично-цветные бабочки — предмет умилительно-серьезного внимания детей Жербиных, Ольги и Федора (Ж-4520). Тончайший и точнейший рисунок, прозрачная многослойность живописи — лучшие черты творческой манеры мастера — и еще некое «чуть-чуть» (талант и вдохновение!) создают и глубинность среды, и фактурное многообразие тканей платья и, главное, выражают характер и состояние, интересы и живые движения души… Григорий Голдовский. О Павле Андреевиче Федотове // Павел Федотов. СПб, 2015. С. 15.


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: