Коллекция онлайн

1823, дер. Покровская Поддубской волости Вышневолоцкого уезда Тверской губ. – 1864, там же

Портрет художника А. Г. Венецианова

Не позднее 1847

  • Холст, масло. 36,5 х 31
  • Ж-5181

  • Пост. в 1910, дар А. А. Майковой, Санкт-Петербург ранее—собрание П. Н. Петрова. Санкт-Петербург; ранее — собрание А. А. Венециановой. Сафонково-Санкт-Петербург


Впервые имя Григория Сороки появилось в литературе в начале ХХ века в связи с его причастностью к школе Венецианова, к живописному изображению наставника в старости, известному ныне в четырех вариантах. Без указания авторства «Портрет А. Г. Венецианова» был опубликован в журнале «Иллюстрация» (1962, (№ 234) и в газете «Воскресный досуг» (1868, № 271), позже экспонировался на историко-художественной Таврической выставке*. В 1907 как работа Сороки он был воспроизведен в статье Н. Н. Врангеля «Время и школа Венецианова»**, а в 1910 принесен в дар Русскому музею как «портрет А. Г. Венецианова, воспроизведенный им с портрета ученика его, художника Сороки (для жены)» ***. С тех пор в документах и изданиях Русского музея Григорий Сорока непременно упоминается наряду с другими учениками Венецианова. Л. В. Вихорева. Григорий Васильевич Сорока. 1823—1864 // Талант трагической судьбы. К 200-летию со дня рождения Григория Сороки. СПб. 2024. С. 5.

* Историко-художественная выставка портретов. СПб, 1905. № 1114а.
** Врангель Н. Н. Время и школа Венецианова // Золотое руно. 1907. № 7–9. Вклейка между с. 40–41. Г. В. Сорока. Венецианов в старости. Собр. А. А. Майковой в СПб.
*** Письмо А. А. Майковой товарищу управляющего музеем Д. И. Толстому. ОР ГРМ. Оп. 1. Ед. хр. 407. Л. 33, 34. Цит. по: Григорий Сорока. 1823–1864. Каталог выставки. ГРМ / Вступ. ст. и сост. каталога К. В. Михайлова. Л., 1975. С. 60 (далее — Каталог выставки 1975).

Известны четыре аналогичных портрета А. Г. Венецианова: в ГРМ, ГТГ, ГИМ, ТОКГ. А. Н. Савинов предполагал, что один из них может быть работой Ф. М. Славянского, участвовавшей в выставке 1842 года в ИАХ.

Портрет Русского музея происходит из собрания А. А. Майковой (1841–1914), урожденной Трескиной, вдовы вице-президента Академии наук. Из этого собрания в музей поступил ряд живописных и графических произведений А. Г. Венецианова, среди которых портрет жены художника (вторая половина 1810-х) и панно «Девушки на качелях» (Ж-3630, 3631). В 1910 А. А. Майкова описывала свой дар музею как «портрет А. Г. Венецианова, воспроизведенный им с портрета ученика его, художника Сороки (для жены)», хотя до этого, на Таврической выставке, он экспонировался без указания авторства (Историко-художественная выставка портретов. СПб. 1905. № 1114а). Как работа Сороки портрет был воспроизведен Н. Н. Врангелем в статье «Время и школа Венецианова» (Золотое руно 1907. № 7-9. вклейка между с. 40-41) и в книге «Алексей Гаврилович Венецианов в частных собраниях» (СПб. (1911). С. 6).

По предположению Т. В. Алексеевой, этот портрет находился у дочери А. Г. Венецианова Александры, которая передала его П. Н. Петрову, приложив к воспоминаниям о своем отце и не назвав автора. Талант трагической судьбы. К 200-летию со дня рождения Григория Сороки. СПб. 2024. С. 25.


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: