Коллекция Государственного Русского музея

1815, Лифляндия (Вильно ?) — 1870 (1871), Москва

Охотники

1839


И. С. Щедровский в русском изобразительном искусстве широко известен как автор рисунков литографий для альбома "Сцены из русского народного быта" (1837–1839), который он выполнил по заказу ОПХ. Успех его был столь велик, что позволил художнику впоследствии повторить альбом еще четыре раза (1845, 1846, 1852, 1855). В. Г. Белинский отмечал достоверность в передаче городских сцен, типичность лиц и характеров, созданных художником. В дальнейшем И. С. Щедровский продолжал разрабатывать бытовой жанр, который стал главенствующим в русской живописи второй половины XIX века. Не совсем в русле его творчества оказались несколько пейзажей с охотниками, которые напоминают, по мнению отдельных исследователей, картины художников венецианской школы, разделяя все достоинства этой живописной школы и все ее обаяние. Эти пейзажи еще не оценены по достоинству, но они ближе всего к поздним пейзажам Григория Сороки, когда в безмятежной природе различимы нотки элегичности, мечтательности.
В пейзаже "Охотники" пространство изображено довольно условно, тем выразительнее силуэты деревьев, всадника, дальней церкви у горизонта, волнистых изгибов почвы. (К слову именно "во внимание к хорошим успехам по части ландшафтной живописи" Щедровский в 1836 был удостоен звания свободного художника). Пейзажу свойственна уравновешенность композиции, острота художественных приемов, когда простота превращается в выразительную лаконичность. Поразительное ощущение тишины обостряет ощущение таинственности и "романтичности" природы. Охотники, ожидающие всадника на коне, кажется, остановились навсегда. Лишь утренний свет придает нюанс временного движения и вносит оттенок прощания, каким нередко веет от картин венециановцев.


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: