Коллекция онлайн

В XIX веке происходит становление своеобразного жанра «в комнатах», к которому можно применить заимствованную в названии фильма Висконти формулу «семейный портрет в интерьере». В этих сценах тихого семейного времяпрепровождения сюжетом является простое пребывание вместе в родных стенах. Люди пьют чай, музицируют, читают, курят трубки, играют за ломберными столиками, тут же присутствуют дети, иногда — собаки. Бесхитростная точность перспективного изображения интерьеров с непринужденно расставленными и рассаженными вдоль стен фигурками, была естественна для современников. Сегодня же, заглядывая сквозь «снятые» стены в дома давно исчезнувших людей, рассматривая их быт, любуясь светом, который столетия назад озарял анфилады просторных комнат, мы слышим «эхо прошедшего времени» и ощущаем магический эффект присутствия в чужой жизни. Как гость, которого «не ждали», мы наблюдаем за таинственной самодостаточностью этих семейных гармоний. Иногда изображенные оборачиваются, будто случайно заметив зрителя, возникает момент контакта, позирования. Любовь Шакирова. Семейный альбом Русского музея // Портрет семьи. СПб, 2014. С. 8.

Домашние портреты создавались и малоизвестными или вовсе не профессиональными художниками. Но и они становились семейными реликвиями, а милые несовершенства исполнения и старательность автора в передаче облика портретируемых добавляют им очарования. Любовь Шакирова. Семейный альбом Русского музея // Портрет семьи. СПб, 2014. С. 8.


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: