Портрет Александра I
1825
- Холст, масло. 239 х 152
- Ж-3922
Пост. в 1908 из собрания великого князя Сергея Александровича (дар)-
Сведения о реставрации:
Зауер В. В.,: Серова Т.Б., Савенок В. В. (2000)
- Период Первая половина XIX века
- КатегорияПортрет
- Поделиться
Александр I (Благословенный; 1777—1825) — старший сын императора Павла I и императрицы Марии Федоровны, урожденной принцессы Вюртембергской. Воспитывался бабушкой Екатериной II в духе философии просветительства. Вступил на престол в 1801 году после убийства отца группой заговорщиков. Главную цель его первоначальной внутренней политики составили уравнение сословий в правах и уничтожение крепостного права. В реализации поставленных целей в первые годы опирался на Негласный (или Интимный) комитет, состоявший из друзей юности, единомышленников, приверженцев конституционных форм правления. Был принят ряд указов, положивших начало ликвидации крепостничества. В «Положении об устройстве учебных заведений» (1803) утверждались три новых принципа: бессословность образования, бесплатность обучения на низших ступенях и преемственность учебных программ. Были основаны пять университетов, три лицея, в том числе Царскосельский. В губерниях, уездах и селах начали работать гимназии, уездные училища и приходские школы. После Отечественной войны 1812 года и заграничного похода русской армии имел огромный международный авторитет. На Венском конгрессе (1814-1815) инициировал создание Священного союза европейских монархов (1815), который сам и возглавил. Помимо успеха в борьбе с наполеоновской Францией, одержал еще ряд побед в войнах с Персией (1804—1813),Турцией (1806—1812) и Швецией (1808), в результате которых к Российской империи были присоединены Восточная Грузия (1801), Финляндия (1809), Бессарабия (1812), Азербайджан (1813).
Изображен в вицмундире лейб-гвардии Кавалергардского полка с орденами: Св. Андрея Первозванного (звезда), Подвязки (английский), Меча (шведский). В колодке: крест ордена Св. Георгия 4-й степени, медаль «В память Отечественной войны 1812 года» (серебряная на Андреевской ленте), военный орден Марии Терезии (австрийский), орден Железного Креста (прусский), военный орден Меча (шведский), крест «В память войны 1813-1814 годов» (австрийский) и медаль «В память войны 1813-1814 годов» (прусская).
Портретная галерея Русского музея. Лица России. СПб. 2012. С. 18.
Состояние сохранности до реставрации:
В 1998 году при осмотре картины, было отмечено, что натяжение холста ослабло. С тыльной стороны по всей поверхности отпечатался рисунок разнохарактерного грунтового кракелюра с сильными втянутостями холста, темными пятнами от прошедшего клея, лака или масла. Подрамник нуждался в замене.
С лицевой стороны имелись фалды вдоль краев и по углам, вмятины, деформации холста. По всей поверхности разнохарактерный жесткий грунтовый кракелюр с приподнятыми краями указывал на ослабление связи грунта с основой, на отдельных участках имелась угроза осыпей. В верхней части картины был отчетливо виден рельеф с утолщением грунта по периметру прямоугольника вокруг головы и плеч Александра – размер «малого» портрета 70х60см. Прямоугольник фона «малого» портрета выделялся более темным тоном по сравнению с общим тоном фона остальной поверхности портрета. По характеру красочного слоя также была хорошо заметна «граница» между ними, особенно справа. Видны авторские правки по некоторым деталям изображения. Красочный слой был под толстым слоем лаковой пленки, сильно пожелтевшей, неравномерной, со сгустками и затеками. Реставрационные тонировки незначительные, по лаку, изменились в цвете – потемнели.
Перед предстоящей реставрацией были проведены комплексные исследования, благодаря которым появилось представление о процессе создания портрета. Вероятно, художник с самого начала предполагал писать портрет в рост, для чего была натянута на небольшой подрамник и загрунтована часть большого холста, соответствующая «прямоугольнику» и написан «малый» портрет Александра I. На следующем этапе работы весь холст был натянут на большой подрамник, догрунтован, и по нему дописан портрет Александра Павловича в рост с небольшими авторскими правками. Эти процессы хорошо видны на рентгенограммах.
Комплекс проведенных мероприятий:
В результате проведенных реставрационных мероприятий был укреплен и уложен жесткий кракелюр грунта и красочного слоя. Удален старый реставрационный пластырь, заделаны прорывы основы. Картина дублирована на новый холст и натянута на новый подрамник. Поверхность красочного слоя промыта от загрязнений. В места утрат подведен реставрационный грунт. После восстановления прозрачности лакового слоя, подобрана методика утоньшения старого лака. Лак был утоньшен и выровнен по всей поверхности. Скорректированы старые реставрационные тонировки. Картина покрыта слоем реставрационного лака. Выполнено тонирование мест утрат красочного слоя масляными красками. Поверхность покрыта финальным слоем реставрационного лака.
Сохраняя историю. Реставрационным мастерским Русского музея — 100 лет. СПб, 2022. С. 104.