Коллекция Государственного Русского музея

Около 1650 — около 1710

Портрет царицы Натальи Кирилловны

Конец января – начало февраля 1694 (?)

  • Холст, масло. 126,5 x 95,5
  • Ж-3943

  • Пост. в 1925 из ГЭ (Романовская галерея)


Нарышкина Наталья Кирилловна (1 сентября 1651 — 4 февраля 1694). Дочь боярина Кирилла Полуектовича Нарышкина (1623–1691), постриженного в 1682 по требованию восставших стрельцов в Кирилло-Белозерский монастырь под именем Киприана. Воспитанница (до 1671) боярина А. С. Матвеева. С 1671 — царица, вторая жена царя Алексея Михайловича, мать Петра I и царевен Натальи и Феодоры. Старшая сестра боярина Льва Кирилловича Нарышкина (1664–1705). Петр I. Время и окружение. СПб, 2015. С. 123.

Авторский размер портрета был другим (88 х 62) и представлял собой овал, вписанный в прямоугольник. Поздние надставки изменили формат. При технологическом исследовании обнаружены авторские переделки в живописи рук (первоначально в руках был платок). В последней трети XVII века получил распространение портрет «во успении», предназначенный находиться в светских хоромах для памяти потомков. Знаменитый историк быта русских царей И. Е. Забелин впервые опубликовал сообщение, что «в 1694 году (в феврале) живописец Мих. Чоглоков написал „образ (персону) во успении государыни благоверной царицы и в. к. Наталии Кирилловны“». Светлана Моисеева / Петр I. Время и окружение. СПб, 2015. С. 58.


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: