Коллекция Государственного Русского музея


Портрет царицы Марфы Матвеевны

Не позднее 27 апреля 1682

  • Холст, масло. 89 х 70
  • Ж-3970

  • Пост. в 1918 из собрания М. И. Шульмана


Марфа Матвеевна Апраксина (1664—1713) ─ дочь боярина Матвея Васильевича Апраксина и Домны Богдановны Ловчиковой. С 14 февраля по 17 апреля 1682 — царица, супруга царя Федора Алексеевича. Федор Алексеевич скончался 27 апреля того же года, оставив Марфу Матвеевну вдовой. Во вдовстве жила до конца дней. Сестра генерал-адмирала Ф. М. Апраксина, А. М. Апраксина («Андрея Бесящего») и сенатора П. М. Апраксина. Петр I. Время и окружение. СПб, 2015. С. 122.

Современен портрету Марфы Матвеевны, так называемому портрету с собачкой. Исполнен в период, когда Марфа Матвеевна имела статус царской невесты. 15 февраля 1682 года состоялось венчание. Веер не был характерной деталью допетровского быта, хотя его «язык» был хорошо известен. Царица Марфа держит веер «стрелой» – то есть он закрыт, находится в правой руке и повернут в сторону собеседника. Такое положение веера означает любовь и расположение. (Кирсанова 2002. С. 38–39). Светлана Моисеева / Петр I. Время и окружение. СПб, 2015. С. 59.

Портрет царицы Марфы Матвеевны еще в девичестве, в кокошнике и роскошном одеянии, так называемый портрет с веером, практически современен ее овальному изображению (Ж-3985). Автор его, возможно и иностранный живописец, безусловно, подвизался в живописной команде Оружейной палаты. Хотя веер не был характерной деталью допетровского быта, его "язык" был хорошо знаком в аристократических кругах. Известный исследователь моды Р. М. Кирсанова отмечает, что "положение веера — в левой или правой руке, открыт или закрыт, повернут к собеседнику лицевой или обратной стороной, могло говорить о многом. <...> Царица Марфа держит веер "стрелой" — то есть он закрыт, находится в правой руке и повернут в сторону собеседника (в нашем случае — зрителя). Такое положение <...> означает любовь и расположение...". По мнению исследователя, портрет мог быть написан не позднее 28 февраля 1702 года, когда был издан очередной указ "О ношении парадного платья в праздничные и церемониальные дни» (Кирсанова С. 38—39). Однако не вызывает сомнений, что этот портрет был написан при жизни царя Федора Алексеевича — не позднее 27 апреля 1682.

После смерти мужа Марфа облачилась во вдовью, почти монашескую, одежду, хотя и не ушла в монастырь. В собрании ГРМ находится еще один предполагаемый портрет Марфы Матвеевны (Ж-4705), на котором царица представлена именно в таком одеянии (Хилимончик. С. 26—38).

Н. Х. Неизвестный художник. СПб, 2012. С. 14.

 


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: