Портрет издавна считался изображением шута Петра I Ивана Александровича Балакирева (1699–1763). С таким определением он и поступил в Русский музей вместе со всей знаменитой коллекцией князей Лобановых-Ростовских. Идея такой атрибуции, видимо, принадлежала известному художественному деятелю М. П. Боткину, который и был посредником при покупке коллекции (Косолапов 1995. С. 154–158). Однако уже в первом каталоге Русского музея это определение было подвергнуто сомнению (Врангель 1904. С. 322–323). Позднее портрет был известен под разными названиями, а с 1950-х годов осторожно назван «Портретом старика в красном кафтане» работы неизвестного художника. Полвека назад появилось предположение о принадлежности картины кисти Г. Гзеля, а в недавнее время была сделана попытка увидеть в изображенном сподвижника Петра Я. В. Брюса (Коваленская 1960. С. 307–308; Хилимончик 2002. С. 123–134).
Петр I. Время и окружение. СПб, 2015. С. 90.