Утро помещицы
1823
- КатегорияБытовой жанр
- Поделиться
По давней традиции считалось, что на картине изображена жена художника Марфа Афанасьевна в комнате дома в Сафонкове.
А. Н. Савиновым было высказано предположение, что изображена помещица М. М. Философова*. Живопись первой половины XIX века (А–И). СПб, 2002. С. 125.
* Савинов А. Н. Алексей Григорьевич Венецианов. Жизнь и творчество. М., 1955. С. 188
Венецианова Марфа Афанасьевна (урожд. Азарьева; 1780-1831) — дочь военного. Происходила из семьи небогатых помещиков Ржевского уезда Тверской губ., воспитывалась у родственников в Петербурге. С 1815 — жена А. Г. Венецианова. Имела дочерей Александру (род. в 1816) и Фелицату (род. в 1818). Живопись первой половины XIX века (А–И). СПб, 2002. С. 122.
В картине изображена часть кабинета помещичьего дома с обычной, скромной обстановкой. Через узенькую кромку открытого окна в комнату проникает свет раннего утра. За столом сидит молодая хозяйка в домашнем платье, она дает наказ статным, красивым крестьянкам. Одна из них, став на колено, держит в руке завернутый в красную материю тюк шерсти, другая, прервав разговор обратила внимательный взгляд на зрителя. Художник в образах крестьянок передал их спокойное достоинство — обе девушки в картине не менее значительны, чем молодая помещица. От всей сцены веет мирным покоем и уютом неспешной, размеренной жизни «дворянского гнезда». Картина Венецианова написана в 1823 году, почти одновременно с «сельскими главами» Онегина. Не являясь в прямом смысле иллюстрацией, «Утро помещицы» своей поэтической атмосферой вызывает прямые ассоциации с бытом и укладом жизни Лариных. По давней традиции считалось, что на картине изображена жена художника Марфа Афанасьевна в комнате дома в Сафонкове.