Бытовой жанр
Медиатека
Вторая встреча в серии семинаров по тифлокомментированию «Понимать и Помогать».
На семинаре рассмотрны некоторые трудности, с которыми может столкнуться тифлокомментатор в процессе работы. Практическая часть включает описание многофигурной композиции и работу с музыкой на примерах произведений искусства XIX века.
Лекция посвящена Фёдору Каменскому - ведущему скульптору реалистического направления в России в 1860 - начале 1870-х годов.
Данное полотно принадлежит к числу самых выдающихся произведений русской живописи. С картины „Бурлаки на Волге“, высоко оцененной на Всемирной выставке в Вене (1873), началась европейская известность И.Е. Репина.
Экскурсия по выставке «ХУДОЖНИКИ И КОЛЛЕКЦИОНЕРЫ - РУССКОМУ МУЗЕЮ. ДАРЫ. ИЗБРАННОЕ (1895-2019)»
Экскурсия к выставке "ХУДОЖНИКИ И КОЛЛЕКЦИОНЕРЫ - РУССКОМУ МУЗЕЮ. ДАРЫ. ИЗБРАННОЕ (1895-2019)"
В фильме демонстрируется светский лубок XVIII – начала XX веков из собрания Государственного Русского музея в форме анимации. Представлены следующие техники: гравюра на металле, литография, хромолитография.
Мультимедийная программа объединяет около 500 произведений русских художников, работавших в Италии и итальянских мастеров, оставивших свой след в русском искусстве, в том числе внесших значительный вклад в архитектурный облик дворцов Русского музея.
Программа объединила около 1000 произведений живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного и монументального искусства, а также карикатуры из коллекции Русского музея и собраний 60 художественных музеев России.
Программа подготовлена отделом народного искусства и представляет собой большой каталог произведений народного искустсва и электронный путеводитель по выставочным залам народного искусства в Русском музее.
Программа «Светлячки» – следующая, третья из серии детских игр «Ровесники» (первая вышла в 2009). Игра предназначена для детей 6-9 лет, а также их родителям, учителям и всем-всем, любящим Русский музей и русское искусство. Игра посвящена вопросам света (освещенности) в живописи.
Русская бытовая живопись поражает своей широтой, с которой в ней охвачены наиболее существенные стороны тогдашней действительности. Одно из первых мест занимает в ней русская деревня. Бытовой жанр показывает зрителю не только тягости крестьянской жизни, но и очарование повседневности. В фильме В.А. Гусева речь пойдет о картинах таких художников как А.Г.Венецианов, Г.В.Сорока, К.Е.Маковский, А.П.Рябушкин и других.
Аудиовизуальные лекции старшего научного сотрудника Русского музея, заслуженного работника культуры Регины Абрамовны Гельман посвящены нескольким шедеврам из коллекции Русского музея. Вы можете узнать о том, что такое «натюрморт», как И.Е.Репин создавал свое произведение «Бурлаки на Волге» или о том, как в самый непростой момент своей жизни В.И.Суриков решился писать «Взятие снежного городка».
Данная программа подготовлена к одноименной выставке, на которой были представлены около 200 произведений из собрания Русского музея: живописи, графики и декоративно- прикладного искусства 1910-1970-х годов, связанных с индустриальной темой. Значительная часть работ экспонировалось впервые.
Фильм посвящен четырем выставкам, прошедшим в Русском музее в 2010 году. На выставке «Небо» демонстрировались работы (от иконы до современного искусства), так или иначе связанные с «небесной» тематикой; «Гимн труду» - полотна представителей соцреализма и авангарда. В рамках выставки «Смолянки» Д Дмитрия Левицкого зрители впервые после масштабной реставрации увидели портреты учениц Смольного института, а выставка «Из русской жизни XVIII - начала XX века» познакомила с развитием бытового жанра в произведениях графики, скульптуры и декоративно-прикладного искусства из собрания Русского музея.
Мультимедийный фильм посвящен творчеству А. П. Рябушкина — русского художника, который известен в большей степени благодаря своей исторической станковой живописи.
Маковские — знаменитая творческая династия. Её основатель — Егор Иванович Маковский (1802-1886), — известный коллекционер и страстный любитель искусства, который стоит у истоков создания Московского училища живописи, ваяния и зодчества.
Программа рассказывает о путях развития русского авангарда от неопримитивизма к абстракции. Создана специально в помощь лекторам и студентам, всем желающим самостоятельно и глубоко изучать русское искусство.
Мультимедийная программа является первым проектом выявления в фондах Русского музея и презентации произведений художников XVIII-XIX веков, связанных с национальной художественной школой Эстонской Республики. Целью программы является включение в культурный обиход произведений художников Эстонии, которые обучались в Петербургской Академии художеств и совмещали свою работу в Петербурге с жизнью на родине.
В интерактивной игре детям предлагаются традиционные для игр-квестов задания и оригинальные мини-игры, разработанные на основе произведений русских живописцев XVIII-XX вв.
О том, как была основана Академия художеств, какие принципы обучения были заложены в ее основу, какими были условия обучения и как награждались ученики за свои успехи, рассказывает в этом фильме директор Русского музея В.А.Гусев на открывшейся выставке «Академия художеств. 1757-2007. К 250-летию со дня основания».
Фильм знакомит зрителей с коллекцией рисунка и акварели второй половины XIX века из собрания Русского музея. Директор музея В.А. Гусев рассказывает о периоде протяженностью в пятьдесят лет, отделяющем эпоху блистательного расцвета графики в первой половине XIX века от времени ее бурного возрождения в начале XX века. Именно в это время происходит всплеск сатирической и журнальной графики, появляются рисовальные вечера, образовывается первое в истории русского искусства графическое объединение, с 1890-х годов открываются выставки графики.
Фильм рассказывает о счастливых историях возвращения в коллекцию Русского музея нескольких произведений искусства: «Портрета П.В.Басина» работы Ореста Кипренского, «Портрета великой княгини Александры Павловны» художника Федора Богневского, «Зимний пейзаж» Ивана Ендогурова и «Дети, выпустившие птичку» кисти неизвестного художника круга Венецианова.
В фильме рассказывается о коллекции искусства Русского музея XX века, которая позволила «реконструировать» в рамках выставки «Время перемен» атмосферу художественной жизни СССР эпохи 1960 -80-х годов XX века – эпоху великого противостояния двух миров в советском искусстве.
Программа посвящена изобразительному искусству и художественной жизни в Советском Союзе между так называемой "оттепелью" и началом перестройки. Издание объединяет два противостоящих друг другу пласта в художественной культуре 1960-1985 годов. Программа включает около 600 изображений экспонатов, документальные фотографии, аннотации о представленных произведениях.
Третий фильм, посвященный выставкам Русского музея "Дорога" и "Религиозный Петербург", знакомит с произведениями живописи и графики из коллекции Русского музея, а также с потаенным уголком Михайловского дворца ‒ церковью Архангела Михаила. В фильме также рассказывается об утраченных храмах Петербурга, о символическом и метафорическом смысле дороги в произведениях русского искусства.
Фильм предлагает побывать на двух выставках Русского музея: "Дорога" и "Религиозный Петербург", побродить среди живописных полотен по тропинкам познания. Переходя из зала в зал, зрители увидят религиозный Петербург XVIII - XIX веков, царственный город, блиставший золочеными куполами и шпилями многочисленных храмов, соборов и церквей.
Фильм рассказывает о развитии русского церковного искусства на протяжении более чем двух веков - от Петра I до Николая II, о русской иконе и храмовых росписях, и о художниках, посвятивших свою жизнь религиозному искусству.
В канун 60 годовщины Победы в Великой Отечественной войне вся страна готовилась к празднику. И Русский музей не исключение. Здесь была представлена выставка "Путь к Победе". На ней были показаны произведения живописи, графики, скульптуры, созданные в период с 1941 по 1945 год.
В программе представлены живопись, рисунки и гравюры, плакаты и скульптуры, созданные художниками в блокадном Ленинграде, в готовой к обороне Москве, на фронте, в тылу.
Программа представляет экскурсию по залам Михайловского дворца, в котором располагается основная экспозиция Русского музея. Программа включает виды интерьеров, живопись, графику и скульптуру из собрания музея (646 экспонатов), аннотации к ним и сведения об авторах произведений.
У каждого художника или картины есть свои секреты, в этом фильме директор Русского музея В.А.Гусев приоткроет завесу тайны. Зрители узнают тайну происхождения О.А.Кипренского и его автопортретов, познакомятся с участниками школы Венецианова, а также с героями картины Г.Г.Чернецова «Парад на Царицыном лугу».
Фильм, снятый по материалам выставки в Русском музее, посвящен жизни и творчеству художника Бориса Кустодиева. Более 350 представленных на выставке произведений, собранных из музеев со всех уголков России, позволяют наиболее полно и многогранно представить огромное творческое наследие Бориса Кустодиева. Фильм о замечательном портретисте и ярком представителе русского искусства рубежа XIX - XX веков является для многих настоящим открытием этого замечательного мастера.
Фильм посвящен жизни и творчеству художника Бориса Кустодиева. Снятый по материалам выставки в Русском музее, фильм дает возможность опровергнуть сложившееся представление о Борисе Кустодиеве, как о художнике, писавшем исключительно пышных, розовощеких купчих, пеструю ярмарку и русское село с его гармошками, пряниками и самоварами.
Игровая программа, использующая усложненный вариант настольной игры – пазлы.
Фильм рассказывает об истории создания Ильей Репиным знаменитого полотна «Бурлаки на Волге», популярность которого насчитывает столько же лет, сколько лет и самой картине.
Фильм посвящен художникам, входившим в творческие объединения 1910-1916 годов "Бубновый валет", "Ослиный хвост" и "Мишень". Молодые авангардисты, участвовавшие в выставках этих объединений, противопоставляли свое творчество творчеству художников-символистов.
В программе представлено более 400 работ Б.М. Кустодиева из музеев, библиотек и частных собраний России. Можно ознакомиться с биографией художника, посмотреть его работы; имеются хронологический и алфавитный указатели.
Главное в портрете любого города - люди. Петербуржцы - народ особый. Они сумели сохранить для своего города "петербургский стиль" и в жизни, и в живописи.
Потери, перенесенные нашей страной и нашим народом, в годы Великой Отечественной войны, поистине неисчислимы. Но собрание Русского музея практически не пострадало - не погиб и даже не подвергся порче ни один экспонат. Это стало возможным только благодаря героическому труду музейных сотрудников, которые спасали, эвакуировали и всеми силами сохраняли художественные ценности. Коллекция музея продолжала пополняться и в годы войны. Принимал Русский музей на хранение наиболее ценные произведения художников, оставшихся жить и работать в блокадном Ленинграде.
В фильме идет речь о произведениях живописи, скульптуры, графики, декоративно-прикладного искусства из коллекции Русского музея и музеев Рима, Неаполя, Флоренции, Милана, а также из частных собраний Италии, представленных на одноименной выставке Русского музея.
Шестидесятые годы XIX века явились периодом блистательного расцвета русского реалистического искусства. Русская живопись ярко и разносторонне отразила современную ей жизнь: и острые социальные противоречия, и нищету, и горе трудящегося человека, и неугасимую веру в лучшее будущее, и даже зарождение терроризма в России, о чем пытался сказать Ф.М.Достоевский в своем романе "Бесы". Все эти явления получали воплощение в полотнах русских художников Ф.Васильева, Н.Ге, И.Крамского, Г.Мясоедова, В Пукирева, В.Перова.
Программа включает более 400 полноэкранных репродукций произведений живописи и графики из собрания Государственного Русского музея, которые представляют собой собирательный образ Санкт-Петербурга в различные исторические эпохи
Фильм В.А.Гусева посвящен 1860-м годам ‒ одному из интереснейших, неоднозначных и чрезвычайно важных периодов в истории России и русского искусства. Сущность этого времени определяется пафосом обличения и прямой критики художниками окружающей действительности. Необыкновенная отзывчивость к наболевшим вопросам социального бытия, нетерпимость ко злу, искренность выражения своих идей, созвучных настроениям художественной интеллигенции России того времени, делают искусство «шестидесятников» явлением чрезвычайно значительным.
Программа включает летопись художественной жизни 1860-х годов, каталог более 300 произведений живописи, графики, скульптуры и декоративно-прикладного искусства с аннотациями и биографическими справками о художниках. Программа содержит хронологический индекс произведений искусства, индекс вида искусства, а также алфавитный указатель.
“Был такой замечательный художник Борис Михайлович Кустодиев. Когда люди смотрели на его картины, то думали: “какой радостный художник!”. Но дело в том, что когда Кустодиев эти картины писал, он был уже тяжело болен. Он даже не мог ходить, и передвигался на колясочке, а правая рука у него совсем онемела, и работал он только левой рукой ...”
“Много лет назад жил художник. Звали его Алексей Гаврилович Венецианов. А предки его приехали из Венеции. Когда они приехали из Италии, их здесь многое удивляло. Они не могли понять, как можно жить в такой холодной стране, где такая долгая зима, такое короткое лето. А самое было удивительное, что в их имении поселился домовой, и звали его Филя...”
В 1820-1830-х годах в русской художественной жизни происходили серьезные изменения. Консерватизм петербургской Академии художеств тормозил развитие многих давно назревших художественных устремлений. На этой волне была создана первая в России частная художественная школа, инициатором и идеологом которой стал Алексей Венецианов (1780-1847).
Павел Андреевич Федотов (1815-1852) - основоположник совершенно нового для России жанра бытовой сатирической картины. Он известен своими маленькими полотнами на сюжеты из жизни "бедных людей": горожан, чиновников, служащих, военных, купцов и мещан, создал настоящую энциклопедию русской городской жизни своего времени.
В программе представлено около 300 произведений раннего периода творчества Наталии Гончаровой. В ней содержится подробная хроника жизни и творчества художницы. Электронный альбом снабжен хронологическим и алфавитным указателями произведений.
Алексей Венецианов параллельно со службой в одном из департаментов занимался живописью. Посещал классы Академии художеств как вольноприходящий, получив в 1811 году звание академика живописи. Он пишет картины, непосредственно наблюдая природу и быт крестьян. Одна из первых его картин - "Гумно".
В программе представлено 140 произведений Казимира Малевича из собрания Русского музея. Программа дает возможность ознакомиться с жизнью и творчеством художника, посмотреть полноэкранные изображения его работ, сопровождаемые аннотациями, а также увидеть уникальные кадры кинохроники 1923 года, запечатлевшей Казимира Малевича.
Программа представляет более 250 произведений искусства, раскрывающих одну из самых постоянных страстей человека - страсть к игре в самых разных её проявлениях.
Программа посвящена столетней истории Русского музея, начиная с его открытия в 1898 году. Включает статьи о художниках и произведениях, зданиях и музейных событиях, исторические справки и фотографии.
Цикл телевизионных фильмов о наиболее значительных произведениях из коллекции Русского музея, который был записан в 1996—2003 годах для канала ОРТ. Ведущий ‒ актер Виктор Татарский ‒ знакомит с произведениями искусства, с историей их создания и с эпохой, в которую они были написаны.
Прошедшие лекции и мероприятия в мультимедийном кинотеатре
Выставка «Генрих Семирадский и колония русских художников в Риме». Встреча с куратором
П. Ю. Климов
22 марта 2018Лекция «Явление примитива в русском искусстве XVIII - первой половины XIX вв.»
А.В. Прозорова
19 марта 2013